Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Взаимосвязь диалектического мышления и понимания эмоций у старших дошкольников
Аннотация:
В работах отечественных и зарубежных авторов были сформулированы теоретические положения о связи когнитивного и эмоционального развития ребенка. В качестве одной из линий когнитивного развития нами рассматривается генезис диалектического мышления ребенка. Наше исследование было направлено на изучение связи диалектического мышления и понимания эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Мы исходили из предположения, что существует значимая связь понимания эмоций с успешностью выполнения детьми трех базовых диалектических задач: преодоление противоречий, понимание простейших процессов развития, получение творческого продукта. Участниками исследования были 148 детей 5—6 лет. Была проведена диагностика развития невербального интеллекта, диалектического мышления и понимания эмоций с помощью методик «Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена»; «Рисунок необычного дерева», «Циклы», «Что может быть одновременно?»; «Тест на понимание эмоций» (русскоязычная версия методики Test of Emotional Comprehension). Корреляционный анализ полученных данных выявил значимые связи между невербальным интеллектом, показателями диалектического мышления и общим уровнем понимания эмоций. С помощью линейного иерархического регрессионного анализа был установлен значимый вклад диалектического мышления в дисперсию значений по общему уровню понимания эмоций при контроле невербального интеллекта. 11олученные результаты имеют практическое значение и позволяют использовать задачи на преобразование и преодоление противоречий в качестве развивающих в работе с детьми в возрасте 5—6 лет. Ключевые слова: понимание эмоций, когнитивное развитие, невербальный интеллект, диалектическое мышление, циклические представления, диалектические мыслительные действия.
Авторы:
Веракса Н.Е.
Издание:
Психологическая наука и образование
Год издания: 2023
Объем: 10с.
Дополнительная информация: 2023.-N 1.-С.40-49. Библ. 28 назв.
Просмотров: 19