Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
К истокам термина и понятия рефлекса: механизмы действия чувственного воображения, влечений и страстей в концепции J.A. Unzer
Аннотация:
В концепции нервной деятельности J.A. Unzer «чувственное впечатление» представлений в мозге обуславливает нисходящее движение «жизненных духов» по нерву до его чувствительных окончаний, в которых это движение может либо полностью развернуться и направиться обратно к мозгу, либо прекратиться. При сильных чувственных «предвидениях» чувствительные окончания нервов несколько выпрямляются и становятся более выдающимися, так часто происходит при влечениях и страстях. Чувственное воображение души, согласно J.A. Unzer, это спонтанно имитированные или повторяемые внешние ощущения, которым недостает внешнего чувственного впечатления, придающего истинности внешним ощущениям. Фантазии души являются неполными, незавершенными внешними ощущениями. Однако, сильное чувственное представление, после проведения возбуждения до окончаний нерва, может вызвать внешнее чувственное впечатление, которое, вернувшись в мозг, становится ложным внешним ощущением (галлюцинацией). Чувственные представления, воображение, способны влиять на деятельность сердца, желудка, пищевода, кишечника, мочевого пузыря, в то время как чувствительность печени и почек уже значительно ниже. Первым и основным влечением животных J.A. Unzer полагал «любовь к жизни». Влечение к жизни, к удовольствию, «любовь к себе» подстрекают все другие влечения. Влечение птиц к пению представляет собой производное от влечения к продолжению рода. J.A. Unzer разделял влечения на два типа:1) произвольные, находящиеся под свободным контролем;2) непроизвольные: влечения голода и жажды. Есть и влечения, которые могут переходить из одного типа в другой. Многие влечения являются только «действием нервов», они осуществляются без каких-либо представлений и создают лишь кажущееся впечатление разумного следования законам природы. Влечения, соответствующие намерению природы, называются естественными, не соответствующие -противоестественными (влечение к самоубийству, самомучительству, половым отклонениям). В отличие от влечений, страсти возбуждаются неподготовленными природой внешними поводами и не удовлетворяются по предписанным образцам. Страсти возникают с сознанием чувственных пружин и являются произвольными в аффекте, поскольку мы можем ослабить чувственные раздражители, или, напротив, искать и усиливать эти раздражители, если стремимся «отдаться аффекту». Удовлетворение страсти не является необходимым, в отличие от влечения. Все мрачные страсти, и печаль, в особенности, J.A. Unzer рассматривает как «противоестественные витальные движения». Промежуточное между страстями и влечениями аффективное влечение к мести у человека находится под меньшим контролем, чем эмоция гнева. Ключевые слова: типология влечений, аффективные влечения, страсти, чувственные представления, J.A. Unzer
Авторы:
Пятницкий Н.Ю.
Издание:
Психическое здоровье
Год издания: 2022
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2022.-N 4.-С.47-53. Библ. 8 назв.
Просмотров: 15