Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ: ОБЩИЕ ЭФФЕКТЫ И РОЛЬ ЯЗЫКОВОГО ОПЫТА
Аннотация:
Исследование посвящено изучению вклада таких когнитивных переменных, как общий и вербальный интеллект, объем рабочей памяти, в высокий уровень проявления лингвистических способностей. В исследовании принимали участие студенты факультетов иностранных языков (N=388), выполнявшие четыре лингвистических теста, направленные на оценку уровня развития разных языковых компетенций. Также испытуемые проходили два теста интеллекта (общего и вербального) и два компьютерных теста объема рабочей памяти. Применявшийся метод линейно-структурного моделирования позволил построить три структурные модели, которые показали, что лингвистические способности являются однофакторным психологическим конструктом, включающим пять языковых компонентов, а характер связей между когнитивными и лингвистическими способностями зависит от конкретно оцениваемых аспектов владения языком. Так, оказалось, что только один языковой компонент, а именно способность к лингвистическим умозаключениям, обнаруживает связи со всеми изучаемыми когнитивными переменными. Паттерны отношений исследовались в зависимости от опыта изучения языка (младшие vs старшие курсы) и конкретного языкового уровня (высокие vs средние результаты по тесту лингвистических умозаключений). Положительный эффект интеллекта был обнаружен только для выборки студентов младших курсов. Что касается учащихся старших курсов, то значимые эффекты общего и вербального интеллекта были получены только для испытуемых со средними языковыми показателями, но не для студентов с высоким уровнем результативности по лингвистическому тесту. Представленные данные обсуждаются в рамках современных подходов к изучению лингвистических способностей, а также с точки зрения перспективы практического применения полученных эффектов.
Авторы:
Гаврилова Е.В.
Издание:
Вопросы психологии
Год издания: 2022
Объем: 16с.
Дополнительная информация: 2022.-N 1.-С.84-99. Библ. 28 назв.
Просмотров: 19