Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Оценка ситуативной тревоги и личностной тревожности у учащихся десятых классов разного профиля гимназии города Воронежа
Аннотация:
Наличие тревоги у старшеклассников может привести к переутомлению, развитию невротических состояний, негативно сказаться на успеваемости и результатах ЕГЭ, стать психологическим барьером на пути достижения успеха. Вместе с тем, выявлению и коррекции повышенной тревожности у подростков не уделяется должного внимания. Целью исследования стала оценка наличия симптомов тревоги и уровня тревожности у обучающихся в десятых классах гимназии. Методы. Проведено тестирование 55 десятиклассников гимназии имени А.В. Кольцова города Воронежа. Для первичного выявления симптомов тревоги использовалась «Госпитальная шкала тревоги и депрессии» (HADS), для оценки уровня личностной тревожности и ситуативной тревоги - методика «Интегративный тест тревожности» (ИТТ). Статистический анализ проводился с использованием программы XL. Результаты. При первичной оценке по шкале HADS симптомы тревоги были выявлены у 52,8% десятиклассников - 60% девочек и 33,3% мальчиков; чаще всего отмечались у учащихся химико-биологического класса - 64,3% случаев. Высокий уровень личностной тревожности по результатам ИТТ имели 38,2% опрошенных - 45% девочек и 20% мальчиков. Наибольшие баллы ситуативной тревоги и личностной тревожности получены по шкалам астенического компонента и тревожной оценки перспектив. Высокий уровень личностной тревожности по шкале астенического компонента выявлен у 52,7% опрошенных - 57,5% девочек и 40% мальчиков, у 78,9% учащихся социально-экономического класса. Высокий уровень личностной тревожности при оценке перспектив был наиболее характерен для девочек (52,5%) и учащихся социально-экономического класса (52,6%). Обсуждение. Выявлена большая частота симптомов тревоги, высокого уровня личностной тревожности с преобладанием астенических проявлений и тревоги за перспективу у учащихся десятых классов гимназии, особенно у девочек-старшеклассниц. Девочки имели более высокие баллы ситуативной тревоги и личностной тревожности, в том числе, по вспомогательным шкалам, особенно при оценке тревоги за перспективу. Требуют изучения особенности указанных нарушений у обучающихся в классах разного профиля. Следует обследовать старшеклассников на наличие тревоги и информировать их о способах снижения тревожности. Заключение. Более половины десятиклассников гимназии имели симптомы тревоги при первичной оценке, более трети -высокий уровень личностной тревожности. В структуре ситуативной тревоги и личностной тревожности преобладали астенический компонент и тревожная оценка перспектив. У девочек симптомы тревоги, высокий уровень личностной тревожности, особенно при оценке перспектив, отмечались практически в 2 раза чаще, чем у мальчиков. Частота астенических проявлений была максимальной у учащихся социально-экономического класса, тревоги за перспективу-химико-биологического класса.
Авторы:
Матвиенко М.Д.
Издание:
Психическое здоровье
Год издания: 2022
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2022.-N 7.-С.61-67. Библ. 4 назв.
Просмотров: 15