![]() |
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАРОЖДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ И РЕФЛЕКСИИ (К 160-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ О. КЮЛЬПЕ И 125-ЛЕТИЮ ЕГО ВЮРЦБУРГСКОЙ ШКОЛЫ)
Аннотация:
В статье изучается научное творчество ученика В. Вундта, организатора Института психологии в университете г. Вюрцбурга, Освальда Кюльпе (1862—1915). Это крупный немецкий психолог, философ, логик, эстетик, один из создателей гносеологии критического реализма, методов экспериментальной эстетики и психологии мышления, понимания, рефлексии, руководитель Вюрцбургской школы, из которой вышли лидеры гештальтизма (К.Бюлер, М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка). Поскольку приходится констатировать факт недооценки его достижений историками психологии, ставится цель изучения разностороннего творчества О. Кюльпе как оригинального философа-психолога начала XX в. Его наследие изучается методами историко-научного, предметно-тематического, системно-науковедче-ского анализа с позиций авторского институционально-персонологического подхода к научному творчеству. Этот подход реализован на материале рефлексии жизнедеятельности ряда российских философов-психологов, внесших существенный вклад в изучение мышления (Г.Г. Шпет, C.Л. Рубинштейн, Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Я.А. Пономарев, Н.Г. Алексеев, М.Г. Ярошевский и др.). В развитие данного цикла рефлексивной персонологии научного творчества актуальна разработка этого подхода для изучения истории зарубежной психологии. Новизна статьи — в историко-методологическом изучении достижений Вюрцбургской школы и построении периодизации жизнедеятельности ее создателя О.Кюльпе. Изучается исследовательская деятельность О. Кюльпе как основоположника экспериментальной психологии дискурсивного мышления и рефлексии. Характеризуются новаторские достижения Вюрцбургской школы в выявлении психологической специфики мышления посредством объективации самонаблюдения. Дискуссионно обсуждаются содержание и оценка философско-психологической деятельности О. Кюльпе, а также показаны ее парадигмальная роль в логике развития психологии мышления XX в. и стратегическое значение для современного изучения качественными методами познавательных процессов в перспективе XXI в. Рефлексируется связь с классическим наследием Вюрцбургской школы основных направлений как зарубежного человекознания XX в., так и современной российской психологии мышления и рефлексии.
Авторы:
Семенов И.Н.
Издание:
Психологический журнал
Год издания: 2022
Объем: 10с.
Дополнительная информация: 2022.-N 4.-С.59-68. Библ. 36 назв.
Просмотров: 19