Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАРОЖДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ И РЕФЛЕКСИИ (К 160-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ О. КЮЛЬПЕ И 125-ЛЕТИЮ ЕГО ВЮРЦБУРГСКОЙ ШКОЛЫ)


Аннотация:

В статье изучается научное творчество ученика В. Вундта, организатора Института психологии в университете г. Вюрцбурга, Освальда Кюльпе (1862—1915). Это крупный немецкий психолог, философ, логик, эстетик, один из создателей гносеологии критического реализма, методов экспериментальной эстетики и психологии мышления, понимания, рефлексии, руководитель Вюрцбургской школы, из которой вышли лидеры гештальтизма (К.Бюлер, М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка). Поскольку приходится констатировать факт недооценки его достижений историками психологии, ставится цель изучения разностороннего творчества О. Кюльпе как оригинального философа-психолога начала XX в. Его наследие изучается методами историко-научного, предметно-тематического, системно-науковедче-ского анализа с позиций авторского институционально-персонологического подхода к научному творчеству. Этот подход реализован на материале рефлексии жизнедеятельности ряда российских философов-психологов, внесших существенный вклад в изучение мышления (Г.Г. Шпет, C.Л. Рубинштейн, Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Я.А. Пономарев, Н.Г. Алексеев, М.Г. Ярошевский и др.). В развитие данного цикла рефлексивной персонологии научного творчества актуальна разработка этого подхода для изучения истории зарубежной психологии. Новизна статьи — в историко-методологическом изучении достижений Вюрцбургской школы и построении периодизации жизнедеятельности ее создателя О.Кюльпе. Изучается исследовательская деятельность О. Кюльпе как основоположника экспериментальной психологии дискурсивного мышления и рефлексии. Характеризуются новаторские достижения Вюрцбургской школы в выявлении психологической специфики мышления посредством объективации самонаблюдения. Дискуссионно обсуждаются содержание и оценка философско-психологической деятельности О. Кюльпе, а также показаны ее парадигмальная роль в логике развития психологии мышления XX в. и стратегическое значение для современного изучения качественными методами познавательных процессов в перспективе XXI в. Рефлексируется связь с классическим наследием Вюрцбургской школы основных направлений как зарубежного человекознания XX в., так и современной российской психологии мышления и рефлексии.

Авторы:

Семенов И.Н.

Издание: Психологический журнал
Год издания: 2022
Объем: 10с.
Дополнительная информация: 2022.-N 4.-С.59-68. Библ. 36 назв.
Просмотров: 19

Рубрики
Ключевые слова
125
18
авторский
акты
алексия
анализ
аспекты
бюлер
вертгейм
выготский
выдающиеся
выявление
вюрцбургская
гештальт
гештальттеория
гносеологический
данных
детерминированный
деятельности
диджорджи
дискурс
достижение
жизнедеятельности
задач
зарубежные
значению
изучение
институт
институциональный
интроспекция
исследовательские
история
качественный
классическая
ключ
конста
критическая
крупного
леоне
личности
логика
материал
метод
методов
методология
мышление
направлениях
научной
начала
немецкий
новые
объект
организатор
основа
основной
оценка
парадигмальная
переживания
период
перспективы
подход
позиция
познавательная
построения
предметные
процесс
психологи
психологическая
психология
развитие
разработка
рефлекс
решение
роль
российская
руководителей
ряда
связей
системная
слова
смысл
события
современная
содержание
сознание
статьи
стратегия
творчество
университет
университеты
установка
учение
факторы
философии
философские
характер
цели
цель
цикла
человек
школа
школы
эксперимент
экспериментальная
эстетика
юбилеи
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 10.1.150.229)
Яндекс.Метрика