Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Что поможет раскрыть потенциал e-commerce на российском фармрынке
Аннотация:
Когда аптеки получили разрешение дистанционно торговать лекарствами, фармрынок раскололся на сегменты офлайн и e-commerce. Продажи в онлайне активно набирали обороты. Достиг ли сегодня сегмент е-сот российского фармрынка потолка либо может расти дальше? Эксперт журнала анализирует статистику и дает свой прогноз. Весной 2020 года Госдума разрешила онлайн-торговлю безрецептурными лекарствами, а правительство определило правила их продажи. В декабре 2020 года Минздрав предложил разрешить интернет-торговлю препаратами сетям, у которых меньше десяти аптек, а также торговлю через агрегаторы. За первый год оборот электронной торговли на фармрынке вырос на 62 процента, подсчитали в DSM Group. Продажи в онлайне постепенно набирали обороты, о чем свидетельствовали интернет-поисковики. Тот же «Яндекс» фиксировал многократный рост запросов на доставку лекарств из аптек, а финансисты насчитали десятки миллиардов рублей, которые аптеки получили от реализации своих товаров через интернет. Потенциал сегмента e-commerce помогли тогда раскрыть два катализатора: - режим самоизоляции во время пандемии; - Федеральный закон № 105-ФЗ. Новый закон предусмотрел возможность дистанционной продажи лекарственных средств «в условиях чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения предоставляющего для окружающих опасность заболевания» (Федеральный закон от 03.04.2020 № 105-ФЗ «О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств"»). Что происходит с e-commerce сейчас. В текущем году к первым двум катализаторам добавился третий. Кабмин 28 июля 2022 года поддержал законопроект о продаже рецептурных препаратов онлайн. Напомню: ее уже временно разрешали до 1 января 2021 года. Новый законопроект предложил ввести продажу рецептурных препаратов с 1 января 2023 года сроком один год в трех экспериментальных регионах: Москве, Белгородской и Московской областях (Изначально планировали начать в марте 2023-го и закладывали на эксперимент три года.) Также в 2023 году в соответствии с приказом Минздрава № 66 ожидается переход всех 85 регионов Российской Федерации к работе в единой государственной информационной системе здравоохранения, в которой происходит оформление электронных рецептов. Учитывая, что доля дистанционной продажи рецептурных средств в период временного разрешения в 2020 году превышала 60 процентов в структуре всех дистанционных продаж лекарственных средств, возможно изменение текущей расстановки сил между игроками на рынке е-сош. Если вспомнить STEP-анализ, без которого не обходится ни один уважающий себя директор по маркетингу, увидим, отчего меняются ключевые ресурсы деятельности аптечных сетей и других игроков фармацевтического рынка. Это происходит в результате стремительного изменения окружающей среды: - политических тенденций (законодательных инициатив); - экономических особенностей (сокращения рабочего времени, дистанционной формы работы, режима самоизоляции); - факторов здравоохранения (изменения структуры спроса, дефектуры и др.). В совокупности перечисленные выше условия изменили ключевые ресурсы деятельности аптечных сетей и других игроков аптечного рынка. Какой путь прошел е-сот в предыдущие годы. Последние три года сегмент e-commerce в нашей стране демонстрирует постепенный рост.Какие инструменты нужны сегменту сегодня. Развитие сегмента e-commerce сейчас во многом зависит от того, как компании использовали big data в коммуникации с клиентом. Помогают интернет-торговле: - Инструменты персонализации, основанные на предыдущих покупках. Аптека предлагает клиенту добавить к текущей покупке препарат, который тот неоднократно приобретал ранее (например, хондропротектор). -Инструменты персонализации, основанные на анализе текущих покупок. Когда покупатель приобретает жаропонижающие, система предложит добавить в корзину средства от боли в горле или витамины. Эти инструменты можно настроить в рамках персонального предложения по вероятной нозологии (простуда) или допродаже. Например, вместе с антибиотиками можно предлагать покупателю пробиотики. - Сезонное предложение на основе анализа ранее приобретенных средств. Можно напоминать покупателю о препаратах для лечения хронических заболеваний. Например, в начале весны система предлагает покупателю-аллергику персональную скидку на средства от поллинозов. - Индивидуальное предложение цены на товары аптечного ассортимента. Аптека предлагает «своему» покупателю персональную скидку, которая основана на анализе прошлых покупок. - Персонализация интерфейса заказа аптечных товаров. Настроить персонализацию интерфейса можно как минимум на трех уровнях: акцент на хиты продаж из интересных пользователю категорий на главной странице интернет-аптеки; - на странице выбранной пользователем категории давать блок персонализированных рекомендаций без кнопки «В корзину»; - третий уровень рекомендаций давать на странице «Корзины» с кнопкой «В корзину». В дополнение к этому каждый участник рынка выбирает свои инструменты для усиления базы персонального предложения. Это уже делают игроки «большой тройки», которым совокупно принадлежит по итогам прошлого года чуть меньше трети онлайн-рынка лекарственных средств. Как действуют основные игроки. Первую тройку самых интернет-ориентированных игроков российского фармрынка составили «Сбер Еаптека», Аптека.ги и «Здравсити». Главные игроки делают акцент на быструю доставку, широкий ассортимент и возможность для покупателя отслеживать заказ по smart-девэйсу (телефону, айпаду, компьютеру)
Авторы:
Киртаева О.
Издание:
Новая аптека
Год издания: 2022
Объем: 10с.
Дополнительная информация: 2022.-N 10.-С.62-71. Библ. 0 назв.
Просмотров: 12