Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ПЕРСПЕКТИВЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЕДСЕСТЕР


Аннотация:

Реформы в сестринском деле повышают значение коммуникации для качества медицинских услуг, оказываемых населению. Исследования, проведенные среди медицинских сестер различных специализаций, показывают, что практически все специалисты имеют трудности в сфере профессиональной коммуникации и дефицит коммуникативных умений (в 50% случаев). В статье рассматриваются современные подходы к обучению медсестер качественной коммуникации, психологические аспекты обучения взрослых, приводится шкала оценки для определения динамики коммуникативного умения и эффективности обучения. В развитии сестринского звена сегодня отчётливо прослеживаются две тенденции. Первая — расширение функционала сестринского персонала в лечебном и реабилитационном процессе. Вторая — повышение престижа профессии медицинской сестры. Выдвижение среднего медицинского персонала на первый край работы с пациентами определяет необходимость информационного и психологического сопровождения их деятельности, приумножения профессиональных навыков, особенно в части выстраивания эффективных отношений как с пациентом и его родственниками, так и с коллегами. Согласно результатам исследований специфики межличностных отношений медсестер педиатрического профиля*, проведенных в ФГБУ «Национальный центр здоровья детей» (НЦЗД) Минздрава России (ныне Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей) в 2014-2020 гг., у медсестер отмечаются трудности в сфере профессиональной коммуникации. Так, по данным анкетирования, 56% всех конфликтных ситуаций приходится на родственников пациентов, 44% составляют проблемы межличностного взаимодействия внутри коллектива. Анализ факторов стресса, снижающих эффективность профессиональной деятельности, указывает на три группы дефицитов: психических и физических ресурсов (67% случаев), коммуникативных умений (50% случаев), рабочего времени (28% случаев). Имеющиеся данные говорят о том, что качество делового общения напрямую зависит от уровня навыков регуляции эмоционального состояния у медсестры. Поэтому можно выделить два основных направления профессионального развития специалиста сестринского дела — совершенствование навыков профессиональной коммуникации и улучшение психической саморегуляции. В данной статье внимание авторов сосредоточено на развитии коммуникативного потенциала медицинских сестёр, которое достигается, как известно, в ходе целенаправленного обучения. Перспективные методы развития профессионального общения основаны на компетентностном подходе. Именно компетентность, как интегральное качество личности, характеризует умение актуализировать полученные знания и умения, готовность к деятельности, способность к принятию решения и достижению значимого результата применительно к конкретной ситуации. Анализ различных литературных источников как отечественных, так и зарубежных, позволяет выделить в структуре коммуникативной компетентности (КК) медицинских сестер такие критерии, как стеничность (способность к активному, длительному, интенсивному общению), конгруэнтность (адекватность, согласованность, соответствие стиля общения ситуации и манере общения собеседника), содержательность и результативность. Эти критерии используются авторами статьи для шкальной оценки коммуникативной компетентности медсестер (см. табл. на с. 24). ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР Изучение особенност ей коммуникации сестринского персонала НЦЗД Минздрава России в ходе профессиональной деятельности показало наличие трудностей в сфере общения. Большая их часть связана со взаимодействием с семьей пациента (56%), другая часть — с отношениями внутри коллектива, между самими медицинскими сёстрами (44%). Поскольку исследование, на которое опираются авторы, проведено среди педиатрических медицинских сестёр, случаев конфликтных отношений с самим пациентом, ребёнком, респондентами отмечено не было. Изучение рабочих ситуаций, которые неблагоприятно влияют на психологическое состояние среднего медицинского персонала, свидетельствует о том, что все медсестры находятся в эмоциональном и физическом напряжении, и оно обусловлено тремя причинами: 1) дефицитом психических и физических ресурсов; 2) дефицитом коммуникативных умений; 3) дефицитом рабочего времени. К первому кластеру — «дефицит психических и физических ресурсов» — относятся ответы респондентов: «устаю от ежедневных проблем», «не высыпаюсь», «нет сил». В кластер «дефицит коммуникативных умений» входят ответы: «трудно общаться с грубыми родителями», «не могуубедить пациента», «не хочу конфликтных ситуаций» и другие. На дефицит рабочего времени указывали такие ответы, как «на мне много обязанностей», «не успеваю делать свою работу», «не хватает времени на контакты с сотрудниками» и т.п. В итоге были получены следующие результаты. 67% сестринского персонала психологически неблагополучно в связи с дефицитом психических и физических ресурсов; 50% — по причине трудностей в области профессионального общения (дефицит коммуникативных умений); 28% — из-за дефицита рабочего времени. В 72% случаев стресс медицинских сестёр обусловлен несколькими факторами. Дефицит коммуникативных умений и психофизических ресурсов диагностируется у 43%, дефицит коммуникативных умений и времени — у 32%, дефицит времени и психофизических ресурсов — у 25% медсестёр. В другом исследовании, также проведенном в НЦЗД МЗ РФ и изучавшем самооценку медицинских сестер своего коммуникативного поведения, были обнаружены трудности, связанные с недостаточностью умений: • вести переписку, • общаться с помощью различных видов связи, где исключена устная речь, • подготовить презентацию, • продвигать себя и свои идеи, • преодолевать «внутренние барьеры». Данные автора статьи указывают на то, что медицинские сестры — участники проекта развития сестринского звена в педиатрии (ФГБУ «НЦЗД» Минздрава России, 2017 год), проходившие его тренинг « Консультирование в работе педиатрических медицинских сестер», демонстрировали на старте проекта средний уровень КК по всем исследуемым параметрам (см. табл. на с. 24). Уровень КК не зависел от стиля общения (монолог или диалог). Вместе с тем, медицинские сестры увереннее общались в диалоге и обнаруживали отсутствие важного для консультанта умения оставаться в центре внимания при монологе. Исследование КК медицинских сестёр на различных этапах конфликтной ситуации показывало: на этапе предконфликта разрешали её только 17%, в ситуации конфликта навыками правильного поведения владели 30%, завершали конструктивно или исправляли конфликтную ситуацию лишь 13%. По результатам исследования отмечалось, что большинство медицинских сестёр, кроме поколения Z, не было ориентировано на овладение коммуникативными компетенциями. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР Совершенствование КК всё чаще осуществляется с использованием активных методов обучения — дискуссии, деловой игры, тренинга и др. Выбор модели обучения определяют: принципы развития личности, активность и мотивационная готовность обучающегося, потенциал диалогического общения и позитивных эмоций, связь обучения с повседневной жизнью, учёт индивидуально-личностных особенностей, опора на опыт и психологическая поддержка обучающегося. Литературные источники показывают, что эти требования наиболее полно объединяет модель социально-психологического тренинга (СПТ). Она включает широкий спектр активных групповых методов — групповую дискуссию, ролевую игру, анализ конкретных ситуаций и т.д., что позволяет поддерживать внимание и активность слушателей на высоком уровне в течение всего времени занятий. СПТ строится на чётких организационных основаниях: 1) активность участников; 2) исследовательская позиция при работе в группе; 3) объективация поведения; 4) партнёрское общение. Эмоциональная включенность медицинских сестёр опирается на определённую подачу информационного материала. Она эмоционально окрашена, наглядно и доступно «упакована», включает «проблемную ситуацию». Доверительная атмосфера на тренинге достигается расположением участников лицом друг к другу, кругом или полукругом. В процессе обучения важны дополнительные факторы, которые умножают и ускоряют развитие личности в группе. Это хорошо организованная обратная связь; усилия обучающегося, которые необходимо приложить для вхождения в группу; дефицит времени; мастерство ведущего. Диалог есть тот стиль общения, в который обратная связь заложена по умолчанию. В условиях обучающего тренинга она исходит как от педагога, так и каждого участника. Значительные усилия слушателя для попадания в группу повышают продуктивность его работы в целом. Дефицит времени быстрее освобождает от психологических защит, улучшает результаты обучения. Умение тренера «присоединиться» освобождает участников от статусного неравенства, закладывает основу для партнёрских взаимоотношений. При обучении по модели СПТ велика ответственность тренера, поскольку выражено влияние его личности на участников группы и групповые процессы. Ведущее требование к нему — искренность, способность быть примером конгруэнтного поведения, что является показателем эффективных навыков коммуникации и психической регуляции. Успешным может быть и опыт развития коммуникативного потенциала медицинских сестёр по методу психологического театра. Метод довольно эффективен и позволяет тренировать коммуникативный навык, актуализировать и потом увеличивать личностный потенциал медицинской сестры, формировать ресурс для качественного взаимодействия с партнёрами. Психологический театр отражает систему социальных отношений в их динамике. Работа «актёра» (обучающегося) над «сценическим образом» под руководством «режиссёра» (педагога) моделирует процесс социализации человека, помогает развить коммуникативный потенциал через: • рефлексию во время «театральной игры» и изменение стереотипов поведения в общении; •осознание психологических оснований коммуникативного поведения....сти в сфере профессиональной коммуникации в 100% случаев и дефицит коммуникативных умений в 50% случаев. Задача повышения КК становится приоритетной и сегодня активно включается в траекторию профессионального развития сестринского персонала. Опыт решения этой задачи показывает, что: 1. Содержанием обучения должны быть знания, умения и навыки, которые помогают сестринскому персоналу управлять ситуацией общения с пациентом и/или его родственниками, коллегами при оптимальных затратах своих психических и временных ресурсов. 2. Процесс обучения должен строится на принципах демократического начала, приближенности занятий к реальной жизни, включать субъект-субъектную, диалогическую, конструктивную и позитивную основу взаимоотношений между педагогом и обучающимися. 3. Эффективными методами совершенствования коммуникативного поведения являются социально-психологический тренинг, психологический театр, деловая игра с использованием экспериментальных конфликтных ситуаций. Развитие коммуникативных навыков требует оценки эффективности обучающих программ. С этой целью автором статьи уточнена структура КК, выделены критерии — стеничность, конгруэнтность, содержательность, результативность. На их основе разработана шкала оценки КК мед ицинских сестёр, которая открывает возможность фиксировать исход ный и финальный уровень коммуникативных навыков. Сегодня с уверенностью можно утверждать, что КК сестринского персонала является неотъемлемой частью траектории его развития.

Авторы:

Спивак И.М.

Издание: Сестринское дело
Год издания: 2022
Объем: 5с.
Дополнительная информация: 2022.-N 6.-С.21-25. Библ. 0 назв.
Просмотров: 19

Рубрики
Ключевые слова
32
43
50
авторский
адекватность
активность
активные
акты
анализ
анкетирование
аспекты
атмосфера
барьер
барьеры
большая
быстрый
бытовые
ведущие
веса
взаимодействие
взаимоотношения
взрослые
видовая
включениями
влияние
внимание
внутри
возможности
временная
временных
время
второй
входной
выбор
выделение
высокий
высыпания
годовые
готовности
групп
групповая
данные
данных
дела
демократическая
детей
дефицит
деятельности
деятельность
диагностических
динамика
длительная
доверительные
дополнительные
достижение
доступ
другого
другому
ежедневный
жизни
задач
зал
занятия
зарубежные
затрата
защита
здоровья
знание
значению
игровая
игры
изменение
изучение
индивидуального
интегральный
интенсивная
информационное
иска
использование
исследование
исследований
исследовательские
источник
исход
итоги
качества
качественный
кластер
коллектива
коммуникативные
коммуникации
коммуникационные
компетентность
конкретный
конструктивный
консультанты
консультирование
контакты
конфликт
край
критерии
лечебная
литература
лицо
личности
личностная
мастерство
материал
мед
медицинская
медовый
медсестер
медсестра-больной
медсестра
медсестринская
медсестринский
медсестры
межличностные
метод
методов
методы
минздрав
модели
моно
мотивационная
навыкам
наглядная
наличия
направлениях
напряжение
население
национальная
начала
неблагополучия
неблагоприятные
недостаточность
немая
необходимости
нескольким
областей
обнаружение
образ
обратная
обучающие
обучение
обучения
общей
общение
общие
объект
обязанности
определение
оптимальное
опыт
организационная
организованное
основа
основание
основания
основе
основной
особенности
особый
ответ
ответственности
отечественные
отношение
отношения
отсутствие
оценка
пара
параметр
пациент
педагог
педиатрическое
педиатрия
первая
перепись
персонал
перспективная
перспективы
поведение
повседневная
повышение
подачи
поддержка
поддержки
подход
поза
позитивные
позиция
показатели
поколений
пола
полная
помощи
потенциал
потомки
правильная
практическая
презентация
престиж
принцип
принятие
приоритеты
причина
проблема
проведения
программ
программам
продуктивность
проект
профессии
профессиональная
профиль
проход
процесс
психическая
психически
психологическая
психофизический
работа
рабочая
развитие
развития
различный
расположение
расширение
реабилитационные
регуляции
результата
результативность
ресурсами
рефлекс
реформы
речи
решению
решения
родителей
родственник
россии
руководства
самооценка
саморегуляции
свидетельства
связанные
связей
сегодня
семьи
сестер
сестон
сестринские
сестры
силлард
систем
ситуации
след
случаев
снижающая
совершенствование
современная
согласованная
содержание
соответствие
сопровождения
состав
состояние
сотрудника
социализация
социальная
социально-психологического
спектр
специализация
специалистов
специалисты
специальным
способности
среда
среднего
старт
статус
статьи
стереотип
стиль
стресс
стрессоры
структур
субъект
сфера
течения
требования
трение
тренинг
три
трудности
указ
умения
управлять
уровень
уровни
условия
услуг
участники
фактор
физические
физическое
формирование
функции
характер
хороший
целом
целью
целях
центр
части
часть
человек
широкая
шкала
экспериментальная
эмоции
эмоциональный
этап
эффект
эффективность
эффективный
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.145.10.80)
Яндекс.Метрика