Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Анализ структуры и динамики потребления табака и никотинсодержащей продукции в Российской Федерации в 2019-2022 гг.
Аннотация:
В статье рассмотрены результаты 4-летнего мониторинга осведомленности населения о мерах по снижению распространенности потребления табачной и никотинсодержащей продукции в Российской Федерации, который проведен на базе Интернет-опросов с целью выявления трендов и новых тенденций в потреблении табака и никотина, осведомленности и источниках информирования населения. Цель исследования. Изучить тенденции в структуре потребления табачной и никотинсодержашей продукции населением различных возрастных групп, мужчинами и женщинами в Российской Федерации в период 2019—2022 гг. Материал и методы. В исследовании участвовали мужчины и женщины различных возрастных групп (всего 6 541 респондент), в том числе в опросе 2019 г. — 3181, в 2020 г. — 1281, в 2021 г. — 1053, в 2022 г. — 1026. Использован один и тот же опросник. Распределение респондентов по возрастам во всех опросах сопоставимо. В 2022 г. респонденты распределены в возрастных группах: 18 лет и младше — 5,8%, 19—29 лет — 29,6%, 30—39 лет — 25,7%, 40—49 лет — 23,3%, 50—59 лет — 12,1 %, 60—69 лет — 3,1 %, 70 лет и старше — 0,4%. Проведен анализ данных о потреблении различных видов продукции и их комбинаций, изучены причины начала употребления никотинсодержащей продукции, информированность об ограничительных законодательных мерах. Результаты. В 2019—2022 гг. выявлена тенденция к снижению потребления курительного табака. Самым распространенным употребляемым продуктом являлся курительный табак, доля потребителей бездымного табака оставалась низкой, отмечен тренд роста потребления кальяна. Показатели потребления электронных сигарет и средств нагревания табака имели тенденцию к увеличению. В 2022 г. выявлено возрастание в 3 раза комбинированного употребления различной продукции, относящейся к этому сегменту. Обнаружена низкая осведомленность респондентов об общественных местах, в которых употребление никотинсодержащей продукции запрещено. Заключение. Ежегодное проведение онлайн-опросов общественного мнения является эффективным инструментом для оценки трендов и выявления новых тенденций в потреблении табачной и никотинсодержащей продукции. Необходимо дальнейшее усиление мер по ограничению продажи и рекламирования этой продукции, а также по повышению эффективности информирования населения о вреде для здоровья и принимаемых законодательных нормах.
Авторы:
Салагай О.О.
Издание:
Профилактическая медицина
Год издания: 2022
Объем: 9с.
Дополнительная информация: 2022.-N 9.-С.15-23. Библ. 12 назв.
Просмотров: 20