Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

СОПЕРНИЧЕСТВО ДВУХ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В ПОЗДНЕСОВЕТСКОЙ психологии (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЛЕМИКИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА И Б.Ф. ЛОМОВА (1960—1970-Е гг.))


Аннотация:

Проведено историко-психологическое исследование материалов, отражающих полемику между теорией деятельности и системным подходом в советской психологии в 1960-1970-е гг. Главными участниками этой дискуссии выступали, с одной стороны, автор теории деятельности А.Н. Леонтьев, с другой — Б.Ф. Ломов, который, не ставя под сомнение основное содержание теории своего оппонента, возражал против ее использования в качестве рамочной концепции для всей советской психологии, а в 1970-е гг. выдвинул в качестве альтернативы системный подход. Дискуссия рассматривается по опубликованным работам этих двух авторов, а также по архивным материалам, отражающим их точки зрения в указанный период. Выделяются основные темы, вокруг которых разворачивалось обсуждение: соотношение биологического и социального в психологических исследованиях, обоснование автономии психологического исследования, проблема природы психического, возможность сведения психологических феноменов к одному базовому элементу. Одновременно анализируется социокультурный контекст психологических исследований этого периода. Сделан вывод о том, что с социокультурной точки зрения теория А.Н. Леонтьева может рассматриваться как выражение подхода, сложившегося в университетской психологии начала XX в., характерными чертами которой являлись акцент па оригинальности теоретических постулатов, компактные эксперименты и оформление выводов с особым вниманием к возможности использовать их в преподавательской работе, преобладавшей в рабочих графиках исследователей. Б.Ф. Ломов же выступал представителем психологии послевоенного периода, которую с появлением Института психологии АН СССР в полной мере затронули тенденции «большой науки»: ориентация на масштабные эксперименты, преобладание прикладной тематики исследований и особое внимание к вопросам материальной поддержки. В свою очередь, анализ исторической ситуации внутри самой психологии указывает на то, что ключевую роль в рассматриваемой научной дискуссии сыграла конфигурация школ советской психологии, что выразилось в приоритетности экспериментальной работы в «ленинградской школе» и психологического теоретизирования — в «московской».

Авторы:

Коннов В.И.
Зуев К.Б.

Издание: Психология.Журнал Высшей школы экономики
Год издания: 2022
Объем: 17с.
Дополнительная информация: 2022.-N 4.-С.805-821. Библ. 18 назв.
Просмотров: 12

Рубрики
Ключевые слова
197
автономные
авторский
акцентуация
альтернативная
анализ
архивы
базы
биологический
века
внимание
внутри
возможности
вопрос
вывод
выдающиеся
выражение
главные
график
деятельности
другому
законы
значимости
зрения
институт
использование
исследование
исследования
исследователя
исторические
история
качества
ключ
конфигурация
концепция
леоне
личности
материал
материалов
материально
медицины
наука
научной
научные
начала
обоснование
одновременная
одного
ориентация
основной
особо
особыми
оформление
оценка
период
поддержки
подход
поздние
пола
полная
после
построения
представители
преподавательский
прикладная
принцип
приоритеты
природа
проблема
проведения
против
процессы
психическая
психологическая
психологические
психология
работа
работники
рабочая
рамочная
роль
системная
ситуации
слова
советская
советский
содержание
соотношение
социальная
ссср
теоретическая
теория
точка
указ
университетские
участники
феномен
характерного
школа
эксперимент
экспериментальная
экспертная
элементы
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.222.116.168)
Яндекс.Метрика