Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Нарушения социального познания у детей


Аннотация:

Представлен обзор научных публикаций, посвященных изучению социального познания как отдельной когнитивной функции и его роли в формировании нормального психического развития. Рассмотрены современные представления о «модели психического» и ее нейробиологических основах. Изложены результаты исследований социальной компетенции у детей с расстройствами аутистического спектра, нарушениями речевого развития, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и специфическими расстройствами обучаемости. Рассмотрены основные варианты нейрокогнитивного дефицита, наблюдающиеся при нарушении социального познания у детей, и возможности их фармакологической коррекции. Одной из важных проблем, стоящей перед современной наукой, является поиск биологических основ социального поведения человека. Социальные нейронауки пытаются дать ответ на вопрос, насколько поведение определяется работой головного мозга и насколько — социальными факторами. Термин «социальное познание» (социальные когниции, social cognition) обозначает комплексный процесс познания одного человека другим. Еще в 70-годы XX века D. Wegner и R. Vallacher определяли социальные когниции следующей формулой: «как люди думают о людях». Социальные когниции отражают способность выстраивать представления об отношениях между собой и другими и гибко использовать эти представления для управления социальным поведением. Выделяют 3 функции социального познания: интеграция комплексной информации в эмоционально и социально значимое целое; оценка ситуации с точки зрения этики поведения; саморегуляция. По мнению М. Tomasello, уникальной способностью человека, которая отличает его от высших приматов, является восприятие другого человека как активного целенаправленного субъекта (intentional agent), подобного ему самому. Данная способность появляется у ребенка начиная с 9 мес. М. Tomasello пишет, что это открывает возможность ребенку обучаться культуральному опыту с помощью другого человека. Понимание чужого сознания — это способность отражать сознание других индивидуумов. Для понимания социального познания наиболее часто используется термин «Theory of Mind» — модель психического, под которым подразумевается когнитивная функция, позволяющая приписывать другим психические явления (намерения, эмоции и мысли). Эту модель можно рассматривать как основу социального познания. Данный термин впервые был использован D. Premack и G. Woodruff в 1978 г. при обсуждении возможности обезьяны шимпанзе понимать ментальность и эмоции человека. Согласно Е.А. Сергиенко и соавт., модель психического включает следующие способности: приписывать психические состояния как себе, так и другим; распознавать психические состояния по их внешним проявлениям в поведении («Она улыбается, наверное, ей это нравится»); связывать эти психические состояния между собой для объяснения и прогнозирования поведения других людей («Он думает, что я забыл», «Я пошел туда, потому что я знаю...»). Взаимодействие между людьми невозможно без понимания психического состояния другого человека (мыслей, убеждений, верований, намерений, желаний, эмоций) и способности смотреть на событие с разных точек зрения: сопоставлять свою модель психического в актуальной ситуации и другого человека.

Авторы:

Чутко Л.С.
Сурушкина С.Ю.
Яковенко Е.А.

Издание: Журнал неврологии и психиатрии им.С.С.Корсакова
Год издания: 2023
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2023.-N 1.-С.34-40. Библ. 75 назв.
Просмотров: 22

Рубрики
Ключевые слова
in
va
адаптация
активные
акты
аутизм
аутистический
биологический
вариантные
века
взаимодействие
внешними
внимание
внимания
возможности
вопрос
восприятие
впервые
высшая
гибкая
гиперактивностью
гиперактивный
голова
данные
данных
детей
дети
дефицит
другого
другому
дума
зрения
изучение
индивидуума
интеграция
информации
использованием
исследование
ключ
когнитивная
компетенции
комплексная
коррекция
кортексин
культуральная
людей
людях
мнение
модели
мозг
мозга
нарушения
наука
научной
неврология
нейробиологический
нейронауки
нормальная
обезьяны
обзор
обучаемость
одного
основа
основной
ответ
отдельные
отношение
оценка
педиатрия
перед
поведение
подобные
поза
познание
познания
поиск
помощи
потомки
представлений
приматов
проблема
прогнозирование
процесс
проявление
психическая
психические
публикации
работа
развитие
расстройств
ребенка
результата
речевая
роли
саморегуляции
связей
сергиенко
синдром
синдромы
ситуации
след
слова
события
современная
сознание
состояние
социальная
социальное
социальные
спектр
специфическая
способности
субъект
термины
точка
убеждения
управление
фактор
фармакологическая
формирование
формула
функции
целях
часы
человек
шимпанзе
эмоции
эмоциональный
этика
явление
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.116.49.243)
Яндекс.Метрика