Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ПРОЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТА КРОСС-МОДАЛЬНОГО СООТВЕТСТВИЯ ПРИ ИНДУЦИРОВАННЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ
Аннотация:
Ранее было показано, что эффект кросс-модального соответствия возникает не только при совместной обработке простых разномодальных сенсорных стимулов, но и при их одновременном предъявлении со словами, обладающими эмоциональной валентностью и пространственными коннотациями (ассоциированными с верхней или нижней частью вертикально ориентированного пространства). Целью настоящего исследования стала проверка гипотезы о возможных изменениях величины эффекта кроссмодального соответствия, возникающего при совместной обработке сенсорных и вербальных стимулов, под воздействием индуцированных эмоциональных состояний разной валентности. В исследовании участвовали 36 добровольцев (26 женщин, 18—34 лет), которые сперва просматривали видеозаписи, вызывающие положительное, отрицательное или нейтральное эмоциональное состояние, а затем выполняли задание: им предъявлялись звуки разной высоты (1000 и 2000 Гц) и слова, различающиеся по эмоциональной валентности и ассоциированные с различными частями пространственного поля. Необходимо было идентифицировать высоту (низкая/высокая) предъявленного звука. Для анализа использовались двухфакторный смешанный ANOVA с последующими попарными сравнениями (t-критерий Стьюдента для зависимых выборок), которые проводились не только по средним значениям времени реакции, но и по оцененным параметрам экс-Гауссовских распределений. Результаты показали, что эффект аудиовизуального соответствия проявился в ускорении ответов респондентов на предъявление конгруэнтных стимулов по сравнению с неконгруэнтными (t(35) =-3.20, р = 0.005, dz = -0.53,95% CI [-0.89, -0.18]), но выраженного влияния валентности индуцированного эмоционального состояния на величину эффекта аудиовизуального соответствия выявлено не было (F(4, 68) = 0.49, р = 0.744, n2G = 0.001). Это может объясняться устойчивостью эффекта кросс-модального соответствия к эмоциональным влияниям, спецификой использованных задач и ограничениями дизайна исследования.
Авторы:
Щербакова О.В.
Издание:
Психологический журнал
Год издания: 2023
Объем: 13с.
Дополнительная информация: 2023.-N 1.-С.30-42. Библ. 37 назв.
Просмотров: 13