Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Как сформировать рациональный ассортимент. Мастер-класс для аптек


Аннотация:

Подготовили мастер-класс, как формировать рациональный ассортимент. Собрали в нем 10 кейсов по ключевым направлениям работы. Используйте наработки эксперта и оптимизируйте ассортимент аптеки. Ассортиментом надо управлять. Иначе эта огромная масса товара начнет управлять нами. Будет забирать себе ресурсы аптеки: оборотные средства, торговые и складские площади, время сотрудников. Рассмотрим базовые кейсы, как управлять ассортиментом. В основе кейсов лежат базовые принципы и элементы категорийного менеджмента (КМ). КМ - современный способ эффективно управлять ассортиментом, который возник как направление мерчандайзинга. Оптимизируя выкладку, специалисты пришли к решению выделять основную единицу управления ассортиментом - товарную категорию. Товарная категория объединяет товары по общим для потребителям свойствам. Основные элементы КМ в аптечной рознице: целевая аудитория, конкурентное окружение и ассортиментное ядро. Способы управления ассортиментом включают сегментирование аптек, ассортиментную матрицу, показатели рациональности ассортимента, ролевой анализ. Кейс 1. Портрет целевой аудитории аптеки Целевая аудитория - группа покупателей, которая покупает чаще всего или больше всего и приносит аптеке наибольшую прибыль. Целевой сегмент аптеки составляет 20 процентов покупателей, которые приносят 80 процентов прибыли. Чтобы правильно выделить целевую аудиторию аптеки, нужно понимать, кто ее потребитель, его пол и возраст, уровень дохода. Знать, что он покупает чаще всего, какие дополнительные услуги ему нужны. И также важно самим себе ответить на вопрос: почему он будет делать покупки в нашей аптеке (рис. 1). Кейс 2. Конкурентное окружение аптеки Конкурентами не могут быть все аптеки района, а только 2-3 аптеки с одинаковым позиционированием, которые находятся в непосредственной близости и работают на одном трафике. Необходимо достоверно знать своих конкурентов и отслеживать их преимущества (рис. 2).Кейс 3. Ассортиментная матрица. Ассортиментная матрица - это полный перечень товарных позиций (SKU), сгруппированных в товарные линейки (СПЕ), товарные категории, товарные группы. На основании ассортиментной матрицы аптека должна разработать ассортиментный план. Он представляет собой полный перечень всех товарных позиций, утвержденных для продажи в конкретной аптеке, на определенный период времени, с учетом требований ассортиментной политики, особенностей формата и расположения аптеки. Кейс 4. Анализ ассортиментной матрицы. Анализ ассортиментной матрицы включает макро- и микроанализ. Макроанализ представляет собой анализ ассортимента по категориям товаров с шагом в один месяц (табл. 1). Микроанализ - это анализ ассортиментной матрицы по 5-7 наименованиям с одним и тем же МНН, которые входят в разные ценовые сегменты. Такой подход называют правилом 5-7 наименований (табл. 2 и 3). Данные таблиц 2 и 3 -условные, например, актуальные цены на лекарственные препараты могут отличаться от приведенных в таблицах.Кейс 5. Ролевой анализ ассортиментных групп. Нельзя вводить в ассортимент товар без четкого понимания его места в структуре аптечной корзины и той задачи, которую он будет решать для развития аптеки. Под каждую бизнес-задачу аптечной организации можно подобрать группу товарных позиций, которые будут решать одну или несколько задач одновременно. Нужно Кейс 6. Сегментация аптек. Ассортиментная политика зависит от того, к какому сегменту относится аптека. С точки зрения ассортимента, имеют значение три сегмента. Первый - аптека в спальном районе с относительно низким трафиком посетителей, которые живут в районе, где находится аптека. Численность постоянных клиентов - от 3 тысяч человек. В районе, где живет много пенсионеров, средний чек высоким не будет. Мимо проходимой аптеки проходит около 200 человек в час. Такие аптеки характеризует высокая чувствительность к широте ассортимента, потому что покупка часто осуществляется по пути. Третий сегмент - аптеки медицинских организаций. Ассортиментная политика таких аптек зависит от специализации медорганизации (табл. 5).Кейс 7. Основные показатели рациональности ассортимента. Применяют шесть основных показателей рациональности ассортимента: дефектура итого, дефектура ЛПА, упущенные продажи, доли продаж по группам и категориям, объем реализованной наценки и валовая прибыль. Дефектура - отсутствие в аптеке товаров, которые внесены в ассортиментный план и имеют спрос у потребителя. Расчет дефектуры ведется на дату и за период. Дефектура итого, или общая дефектура - отношение количества позиций с нулевым остатком в ассортиментном плане на конкретную дату к общему количеству позиций в нем (пример 1). Дефектура ЛПА - отношение количества позиций с нулевым остатком по товарной группе «лекарственные препараты» (категории А) к общему количеству позиций по этой группе товаров (пример 2). Норматив по дефектуре итого составляет не более 10 процентов, по дефектуре ЛПА - не более 2-3 процентов. Товар, которого в ассортименте аптеки нет, потому что его нет в ассортиментном плане. Это - отказ.

Авторы:

Каминская А.

Издание: Новая аптека
Год издания: 2023
Объем: 11с.
Дополнительная информация: 2023.-N 2.-С.42-52. Библ. 0 назв.
Просмотров: 14

Рубрики
Ключевые слова
sk
акты
анализ
аптека
аптеки
аптечная
ассортимент
аудит
аудитория
базы
бизнес
болеющие
большая
бытовые
возраст
вопрос
временная
время
входной
высокий
групп
данные
дефект
доли
дополнительные
доход
единиц
живого
задач
значению
зрения
итоги
категории
категорийный
категориям
клиент
ключ
количество
конкретный
конкурентное
конкурентные
корзинка
лекарственна
линий
макро-
масса
мастер-класс
матрица
матрицы
медицинская
медовый
менеджмент
мерчандайзинг
места
микроанализ
наибольшая
направлениях
немая
непосредственные
нескольким
низкие
норматив
нулевые
оборот
общая
общей
общие
объем
одновременная
одного
оп
определенного
организации
основа
основание
основной
особенности
остатки
ответ
отказ
относительная
отношение
отсутствие
пенсионер
первая
перечень
период
план
планы
площадь
подход
позиционирование
позиция
показатели
покупка
пола
политика
полная
портреты
посетители
постоянная
потомки
потребителей
правила
правильная
препараты
прибыль
принцип
пришлое
продажи
проход
пути
работа
развитие
район
расположение
расчет
рационального
ресурсами
решение
свойства
сегмент
сегментация
современная
состав
сотрудников
специализация
специалисты
способ
спрос
среднего
средства
структур
таблицы
товара
товары
торговой
точка
трети
три
управление
управлять
упущенный
уровень
условные
услуг
учет
характер
целевая
целевой
ценовые
цены
часы
человек
численность
чувствительность
шаг
шесть
эксперты
элементы
эффективный
ядро
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.15.3.41)
Яндекс.Метрика