Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Александр Романович Лурия К 120-летию со дня рождения


Аннотация:

Александр Романович Лурия, основоположник нейропсихологии, родился 16 июля 1902 г. в Казани в семье известного профессора — терапевта, в дальнейшем основателя ЦИУ Лурия. После окончания гимназии Александр поступил на факультет общественных наук Казанского университета. С 1921 г. Александр Романович стал работать в области экспериментальной психологии. В 1923 г. его приглашают в Москву, где он становится научным сотрудником Института психологии и одновременно Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской. Затем быстро проходит путь от доцента до профессора, заведующего кафедрой психологии. Здесь произошла судьбоносная встреча с учителем — мэтром психологии Львом Семеновичем Выготским, оказавшим огромное влияние на взгляды и исследования Александра Романовича. Недаром всю свою научную карьеру А.Р. Лурия разделил на два периода — до знакомства с Л.С. Выготским и после встречи с ним. Стефан Тумлин, профессор-психолог Чикагского университета, так образно отразил роли двух великих ученых: «Если Выготский — Моцарт психологии, то Лурия сумел стать ее Бетховеном». И это справедливо. Начальный цикл своих исследований ученый посвящает психофизиологии аффектных процессов и конфликтов. Впервые удалось показать, что экспериментально вызванные конфликты ведут к функциональному распаду поведения и выявить пути коррекции. Эти результаты были опубликованы в виде монографии в США и затем защищены в качестве докторской диссертации по психологии. Александр Романович, проводя изыскания в области генетической и клинической психологии, ощутил настоятельную необходимость в медицинском образовании. Он поступил в Первый Московский медицинский институт, совмещая учебу студента и ра боту профессора. Окончив его в 1937 г. с отличием, А.Р. Лурия целиком уходит в медицину. Вот строки из его научной автобиографии: «Я пошел к Н.Н. Бурденко, крупнейшему русскому хирургу, и попросил принять меня <...> на место ординатора нейрохирургического Института... Те два года, которые я провел как ординатор, не имея ни одного помощника и работая сам по себе под руководством таких крупных неврологов, как М.Ю. Рапопорт и Ю.В. Коновалов, были самыми продуктивными годами в моей жизни». В дальнейшем Александр Романович целиком переключился на разработку проблем клинической психологии. В Украинской психоневрологической академии, а затем в Институте неврологии АМН СССР, руководя лабораторией патопсихологии, проф. А.Р. Лурия разрабатывает учение о функциях мозговых систем и их нарушениях при церебральных поражениях. Были созданы основы теории работы премоторной зоны мозга человека, изучены нарушения гностических процессов при поражении лобных систем и обосновано новое понимание проблемы афазий. Свою монографию «Височная афазия» Александр Романович защищает в 1943 г. в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. В годы Великой Отечественной войны ученый разрабатывает методики распознавания патологии и восстановления высших психических функций мозга, нарушенных при ранениях головы. Итоги многолетних исканий и исследований Александра Романовича приводят к рождению новой нейронауки — нейропсихологии. Его монография «Травматическая афазия» (1947), изданная затем на английском языке в США, приносит мировую известность автору и повсеместное признание отечественного приоритета в изучении очаговых поражений мозга с психологических позиций.

Авторы:

Лихтерман Л.Б.

Издание: Журнал вопросы нейрохирургии им.Н.Н.Бурденко
Год издания: 2023
Объем: 2с.
Дополнительная информация: 2023.-N 1.-С.117-118. Библ. 0 назв.
Просмотров: 20

Рубрики
Ключевые слова
автобиография
авторский
академия
александр
английский
афазия
аффект
биография
бурденко
быстрый
взгляд
влияние
война
воспитание
восстановление
впервые
встречный
выготский
выдающиеся
вызванные
высшая
генетическ
гностические
года
годовые
голова
дальний
деятельности
диссертации
доктор
докторские
жизни
знаков
зоны
изучение
изучению
институт
иска
исследование
итоги
казанский
казань
карьера
кафедры
качества
клиническая
компетентность
конфликт
коррекция
крупного
лаборатории
личности
лобная
лурия
медицин
медицинская
место
методика
мирового
многолетнее
мозга
мозговая
моно
монография
москва
московская
нарушение
нарушения
настой
наука
научной
начальный
неврозы
неврологи
нейронауки
нейропсихология
нейрохирургическая
необходимости
новое
новые
областей
образ
образование
общественного
одновременная
одного
окончания
основа
отечественные
отличия
оценка
очаговая
патологии
патопсихология
первая
период
поведение
позиция
помощник
поражение
после
премия
принятия
приоритеты
проблема
продуктов
профессиональная
профессиональной
профессор
проход
процесс
психически
психологическая
психология
психоневрологические
психофизиология
пути
путь
работа
раздел
разработка
ранения
рапопорт
распада
распознавание
результата
родий
рождении
роли
романо
руководства
русская
семена
семьи
систем
события
создания
ссср
статьи
степени
стефания
студентов
суд
сша
теория
терапевты
украина
университет
ухода
учебных
учение
ученые
учитель
факультет
функции
функциональная
хирург
цели
церебральная
цикл
человек
чи
экспериментальная
экспертная
юбилеи
языка
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.147.67.111)
Яндекс.Метрика