Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Александр Романович Лурия К 120-летию со дня рождения
Аннотация:
Александр Романович Лурия, основоположник нейропсихологии, родился 16 июля 1902 г. в Казани в семье известного профессора — терапевта, в дальнейшем основателя ЦИУ Лурия. После окончания гимназии Александр поступил на факультет общественных наук Казанского университета. С 1921 г. Александр Романович стал работать в области экспериментальной психологии. В 1923 г. его приглашают в Москву, где он становится научным сотрудником Института психологии и одновременно Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской. Затем быстро проходит путь от доцента до профессора, заведующего кафедрой психологии. Здесь произошла судьбоносная встреча с учителем — мэтром психологии Львом Семеновичем Выготским, оказавшим огромное влияние на взгляды и исследования Александра Романовича. Недаром всю свою научную карьеру А.Р. Лурия разделил на два периода — до знакомства с Л.С. Выготским и после встречи с ним. Стефан Тумлин, профессор-психолог Чикагского университета, так образно отразил роли двух великих ученых: «Если Выготский — Моцарт психологии, то Лурия сумел стать ее Бетховеном». И это справедливо. Начальный цикл своих исследований ученый посвящает психофизиологии аффектных процессов и конфликтов. Впервые удалось показать, что экспериментально вызванные конфликты ведут к функциональному распаду поведения и выявить пути коррекции. Эти результаты были опубликованы в виде монографии в США и затем защищены в качестве докторской диссертации по психологии. Александр Романович, проводя изыскания в области генетической и клинической психологии, ощутил настоятельную необходимость в медицинском образовании. Он поступил в Первый Московский медицинский институт, совмещая учебу студента и ра боту профессора. Окончив его в 1937 г. с отличием, А.Р. Лурия целиком уходит в медицину. Вот строки из его научной автобиографии: «Я пошел к Н.Н. Бурденко, крупнейшему русскому хирургу, и попросил принять меня <...> на место ординатора нейрохирургического Института... Те два года, которые я провел как ординатор, не имея ни одного помощника и работая сам по себе под руководством таких крупных неврологов, как М.Ю. Рапопорт и Ю.В. Коновалов, были самыми продуктивными годами в моей жизни». В дальнейшем Александр Романович целиком переключился на разработку проблем клинической психологии. В Украинской психоневрологической академии, а затем в Институте неврологии АМН СССР, руководя лабораторией патопсихологии, проф. А.Р. Лурия разрабатывает учение о функциях мозговых систем и их нарушениях при церебральных поражениях. Были созданы основы теории работы премоторной зоны мозга человека, изучены нарушения гностических процессов при поражении лобных систем и обосновано новое понимание проблемы афазий. Свою монографию «Височная афазия» Александр Романович защищает в 1943 г. в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. В годы Великой Отечественной войны ученый разрабатывает методики распознавания патологии и восстановления высших психических функций мозга, нарушенных при ранениях головы. Итоги многолетних исканий и исследований Александра Романовича приводят к рождению новой нейронауки — нейропсихологии. Его монография «Травматическая афазия» (1947), изданная затем на английском языке в США, приносит мировую известность автору и повсеместное признание отечественного приоритета в изучении очаговых поражений мозга с психологических позиций.
Авторы:
Лихтерман Л.Б.
Издание:
Журнал вопросы нейрохирургии им.Н.Н.Бурденко
Год издания: 2023
Объем: 2с.
Дополнительная информация: 2023.-N 1.-С.117-118. Библ. 0 назв.
Просмотров: 20