Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Профессиональный стресс у педагогических и медицинских работников и его профилактика
Аннотация:
В современных условиях важной задачей медицины труда остаётся изучение физиологических особенностей формирования профессионального стресса с оценкой воздействия неблагоприятных стресс-факторов различной интенсивности и длительности на организм педагогических и медицинских работников. Цель исследования — физиолого-гигиеническая оценка устойчивости к стрессу и физиологических реакций организма работника на воздействие нервно-эмоциональных нагрузок для научно обоснованной разработки системы мер, направленных на сохранение здоровья и оптимизацию профессиональной деятельности у педагогических и медицинских работников. Проведена гигиеническая оценка условий труда в образовательных организациях Санкт-Петербурга, образа жизни по результатам анкетирования преподавателей (всего 116 256 единиц информации) и состояния здоровья преподавателей по данным диспансерного осмотра (418 преподавателей) и анкетного скрининга (346 респондентов). Физиолого-гигиенические исследования труда медицинских сестёр, детских хирургов и медицинских работников, занятых в ковидном госпитале, включали количественную оценку устойчивости к стрессу с помощью нового методического подхода. Всего обследовано 130 человек, проведено 1194 замера психофизиологических показателей. Статическая обработка данных осуществлялась с помощью комплектов статистических программ EpiInfo 3.5.2., Statistica 10, Microsoft Excel 2010. У педагогических и медицинских работников умственного труда с выраженным компонентом межличностного общения выявлен высокий уровень нервно-эмоциональной нагрузки, который с высокой степенью достоверности коррелирует с физиологическими сдвигами и показателем устойчивости к стресс-воздействиям. Проведено изучение распространённости хронических заболеваний у преподавателей, которое выявило в структуре заболеваемости преобладание болезней системы кровообращения. Внедрён и апробирован комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий. В результате анализа данных установлено, что недостаточная устойчивость к стрессу, низкий уровень физической подготовленности (тренированности) формируют выраженные изменения параметров кардиогемодинамики у педагогов. По результатам исследований разработана система здоровьесберегающего поведения педагогических и медицинских работников, универсальная для образовательных и медицинских организаций. Ограничения исследования. Имеются количественные ограничения, обусловленные числом медицинского персонала ковидного госпиталя.
Авторы:
Баймаков Е.А.
Издание:
Медицина труда и промышленная экология
Год издания: 2023
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2023.-N 2.-С.122-128. Библ. 30 назв.
Просмотров: 13