Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Сон как ресурс формирования здоровья школьника


Аннотация:

Цель. Определить спектр и частоту встречаемости нарушений сна и дыхания во время сна и сопряженные с этими нарушениями особенности режима дня и ночи у младших школьников. Проведено анкетирование родителей 262 школьников 7-10 лет (142 мальчика и 120 девочек). Анкета включала 76 вопросов по режиму ночного сна, по факторам, влияющим на его нарушения, а также по жалобам на различные нарушения ночного сна и дыхания во время сна. Признаки нарушения сна оценивались со слов ребенка или фиксировались родителями во время его ночного сна. Анкета предоставляла варианты ответа «да»/«нет»/«не знаю». Статистический анализ включал частотный анализ распространенности нарушений режима сна и жалоб на сон. Анализ выполнен с применением программных библиотек Python: pandas 1.4.3, scipy.stats 1.8.1. По результатам анкетирования 46% младших школьников имеют от 2 до 11 различных жалоб на сон, и это преимущественно дети 9-10 лет. Наиболее частые жалобы - на длительные засыпания (19%), сноговорение (18%) и страшные сны (12%). Короткий сон отмечен у каждого пятого ребенка, вследствие позднего отхода ко сну (р < 0,001) и раннего пробуждения (р < 0,001). Он значимо сопряжен не только с общей усталостью, раздражительностью, снижением памяти и внимания, но и с косвенными признаками нарушения дыхания во сне (повышенная утренняя жажда, р = 0,019, и утренняя сухость во рту, р = 0,04). Жалобы на ночной храп (12% детей), а также короткий сон показали сильную связь с частыми острыми респираторными инфекциями (ОРИ) в течение года (р< 0,001, р = 0,003 соответственно). 13% младших школьников проводят у экранов гаджетов более 4 ч в день, а 51 % используют гаджеты преимущественно перед сном. При этом наиболее значимыми при нарушении сна оказались следующие особенности режима бодрствования: более поздний отход ко сну (р = 0,004), просмотр гаджетов в ночные часы (р = 0,028) и окончание просмотра гаджетов перед сном (р < 0,001). Кроме этого, 31% детей принимают пищу перед сном, что значимо сопряжено со страшными сновидениями (р = 0,049) как одним из наиболее частых признаков нарушения сна. Заключение. Анкетирование младших школьников и их родителей для раннего выявления признаков нарушений сна, профилактика ОРИ, выявление детей с нарушением дыхания во сне и своевременное лечение его причин, контроль за соблюдением гигиенических требований к режиму бодрствования и сна, особенно за соблюдением рекомендованной продолжительности сна, ограничение приема пищи и использования гаджетов перед сном - все это комплекс мер для нормализации сна, способствующий развитию персонализированного подхода к профилактике целого спектра социально-значимых патологий.

Авторы:

Кожевникова О.В.
Храмцов П.И.
Березина Н.О.
Абашидзе Э.А.
Фисенко А.П.
Антонова Е.В.
Чекалова С.А.
Курганский А.М.
Лебедев В.В.

Издание: Вопросы практической педиатрии
Год издания: 2022
Объем: 9с.
Дополнительная информация: 2022.-N 6.-С.112-120. Библ. 31 назв.
Просмотров: 15

Рубрики
Ключевые слова
pandas
анализ
анкетирование
анкеты
библиотека
бодрствование
болеющие
вариантные
влияющие
внимание
вопрос
время
вследствие
выполнение
выявление
гаджеты
гигиена
года
детей
дети
длительная
дыхание
жажда
жалобы
здоровья
инфекцией
использование
ключ
коморбидность
комплекс
контроль
коротким
косая
лет
лечение
мальчик
младшего
нарушения
нормы
ночная
общей
ограничение
одного
окончания
особенности
особый
острая
ответ
отходов
памяти
патологии
перед
персонализированная
пищи
повышенная
подход
поздние
поздний
прием
признаки
применение
причина
пробуждение
проведения
программного
продолжительности
профилактика
развитие
раздражительность
различный
раннего
распространенность
расстройства
ребенка
режим
результата
респираторная
ресурсами
родителей
своевременная
связей
силлард
след
слова
слово
сна
снижение
сновидения
сон
сопряженная
сопряженный
социальная
спектр
способ
статистический
сухость
течения
усталость
утренняя
фактор
формирование
храп
храпение
цель
целях
частота
часы
школьники
экранов
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 10.1.229.228)
Яндекс.Метрика