Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СУБЪЕКТА
Аннотация:
С помощью авторской методики «Динамика стиля профессиональной жизни» исследовались пространственные характеристики условий социальной среды как потенциальные ресурсы социальной успешности субъекта. Респонденты оценивали роль условий среды как «факторов профессионализма» и динамику своего профессионализма от 20 до 65 лет (ретроспективно и проспективно). Фиксировались социально-демографические и служебно-должностные характеристики. Было опрошено 482 мужчин и женщин в возрасте 30-50 лет, из них 132 государственных служащих, 221 менеджер, 129 инженеров и руководителей подразделений промышленных предприятий. При поэтапном делении выборки на социальные группы (мужчин/женщин, специалистов/руководителей, реализованных нереализованных в семейной сфере) выделялись условия среды как факторы успешности субъекта; критериями выступали должностная позиция и полнота реализации в семейной сфере (различались специалисты и руководители, состоящие в браке не менее 5 лет и имеющие детей и не состоящие и не имеющие детей). Использовались корреляционный анализ, t-сравнение и два типа статистик: сырые оценки и их производные — суммы по выделенным группам. Было установлено, что условия социальной среды различаются по их воздействию на представителей разного пола, возраста, на работающих в разных сферах деятельности, имеющих разный социальный опыт. Различия заключаются в составе, диапазоне и структуре актуализируемых условий среды как ресурсов, в мере детерминации разных видов успешности, в степени закрытости того или иного пространства жизнедеятельности человека и т.д. В отношении одних проявлений социальной успешности человека влияния тех или иных условий окружения могут быть позитивными, в то время как в отношении других — негативными. Нашла подтверждение гипотеза о том, что совместность воздействия сразу нескольких позитивных условий среды не обладает усиливающим результат эффектом.
Авторы:
Толочек В.А.
Издание:
Психология.Журнал Высшей школы экономики
Год издания: 2023
Объем: 22с.
Дополнительная информация: 2023.-N 1.-С.129-150. Библ. 43 назв.
Просмотров: 14