Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ВЕЛИКИЙ ПСИХОЛОГ: К.Д.УШИНСКИЙ КАК МЕТОДОЛОГ ПСИХОЛОГИИ


Аннотация:

Статья приурочена к 200-летнему юбилею великого русского педагога и психолога К.Д. Ушинского, вклад которого в развитие педагогики и психологии неоспорим. Указывается, что психологическая составляющая творчества и наследия ученого и новатора остается в значительной степени недооцененной. В российских учебниках и учебных пособиях по истории психологии уделяется недостаточно внимания психологическим исследованиям К.Д. Ушинского, при этом в аналогичных зарубежных учебных изданиях эти исследования вовсе не упомянуты. Утверждается, что одним из основных достижений ученого является методология обоснования научной психологии. Несмотря на то что К.Д. Ушинский не определял себя как психолога, он разрабатывал научные основы и систему психологии в рамках построения научной педагогики. Психологии как науки на то время не существовало, поэтому разработка системы психологии была средством решения его главной задачи. Решение Ушинским поставленной задачи представляло собой уникальное достижение мировой психологической науки, абсолютно оригинальное, поскольку проект был фактически ориентирован на разработку практической психологии для педагогов. Приведен анализ причин недооценки научным сообществом проекта Ушинского — как объективных (традиции рассмотрения психологии и общественные ожидания), так и субъективных (позиционирование Ушинским себя исключительно как педагога и занижение своего вклада в психологию). Указывается, что на вклад Ушинского в создание оригинальной системы психологии обращал внимание Б.Г. Ананьев, называвший русского ученого "великим психологом", но оценка классика советской психологии не стала общепринятой. Анализируются причины отсутствия резонанса публикации Ушинского, среди которых главными являются идеологические и социокультурные, связанные с неопределенным статусом психологии в начале 1950-х годов после сессии двух академий, когда определяющими факторами стали близость к физиологическому учению И.П. Павлова и материализм концепции. Дается очерк методологической концепции К.Д. Ушинского, позволяющий утверждать, что Ушинским был предложен проект научной психологии, первый в истории мировой психологии практико-ориентированный проект психологической науки.

Авторы:

Мазилов В.А.

Издание: Психологический журнал
Год издания: 2023
Объем: 12с.
Дополнительная информация: 2023.-N 2.-С.116-127. Библ. 26 назв.
Просмотров: 12

Рубрики
Ключевые слова
абсолютный
академия
анализ
аналоги
антропология
внимание
время
выдающиеся
главные
годовые
достижение
задач
зарубежные
идеология
издания
исключительные
исследование
история
класс
ключ
концепция
личности
материал
методологии
методология
мирового
наука
научной
начала
недостаточное
неоспора
новые
обоснование
общепринятые
общественного
объективная
одного
ожидания
основа
основной
отсутствие
оценка
павлова
педагог
педагогика
педагогический
первая
поза
позиционирование
после
пособий
построения
практика
практическая
причина
проект
психологи
психологическая
психология
публикации
развитие
разработка
рамки
резонанс
решение
решения
российская
русская
связанные
сессии
систем
слова
события
советский
создание
сообщество
состав
среда
средств
статус
статьи
степени
субъективный
творчество
указ
учебная
учебники
учение
ученые
фактически
фактор
физиологическая
юбилеи
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.116.43.109)
Яндекс.Метрика