Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ABC-анализ в аптеке: это работает!


Аннотация:

Наверняка многие заведующие слышали об ABC-анализе и, возможно, даже используют его для оценки ассортимента и формирования запасов. А ведь эта несложная и эффективная методика помогает ориентироваться не только в организации закупок, но и в ряде других важных бизнес-процессов! И знать ее основы может быть полезно как руководителю, так и первостольнику НЕМНОГО ТЕОРИИ. В основе ABC-анализа (от английского Activity Based Costing -анализ затрат, основанный на виде деятельности) лежит принцип Парето. Напомним, что этот итальянский экономист заметил неравномерное распределение собственности среди жителей страны и вывел формулу «80/20» - 80% имущества принадлежит 20% богачей. Принцип Парето оказался справедлив и для многих других областей жизни и бизнеса. Так, с его помощью можно управлять временем, определять производственные проблемы и, конечно, оптимизировать ассортимент в продажах. С учетом того что 80% от общего объема продаж компании достигается за счет не более чем 20% товаров и, напротив, 80% всех товаров обеспечивают не более 20% оборота, аптечный ассортимент можно разделить на три группы: Как на практике разбить ассортимент аптеки на три группы? Оттолкнуться от рейтинга товарных позиций по объему продаж в денежном выражении за относительно длительный период. Все товары выстраиваются в список в очередности по суммам продаж, начиная от самой большой, после чего разделяются натри категории. В группу А входят товары, объем продаж которых дает до 80% от общего объема, в группу В - до 15% от общего объема, а в группу С - товары, дающие 5% от общего объема продаж. В эту же группу включаются товары, которые в течение анализируемого периода вообще не продавались и есть на остатке на момент анализа.На основании ABC-анализа можно формировать карту выкладки аптечных витрин. Для этого используют анализ по категориям «позиция - сумма продаж». Очевидно, что на полках нужно раскладывать товары, которые приносят 80% прибыли. Практика показывает, что выкладка этих групп препаратов не повлияет на их оборачиваемость, а вот продажи высокорентабельных товаров категории А могут снизиться, и аптека не приобретет, а потеряет прибыль. Кстати, формируя витрины, важно помнить еще одно правило: даже препараты категории А нужно размещать с умом. Так, два бренда рядом выкладывать категорически не рекомендуется. Да, оба препарата будут хорошо продаваться, но вот менее известные позиции категории А могут существенно просесть. Чтобы этого не произошло, лучше выстраивать выкладку по принципу «домика»: стенами будут являться два востребованных бренда, а пространством между ними - остальные препараты.ОГРАНИЧЕНИЕ АВС-АНАЛИЗА: КТО НА ВЫХОД? Нельзя забывать о том, что ABC-анализ -это не аксиома, особенно в фармацевтике, которая существенно отличается от ретейла, и использовать эту методику нужно взвешенно. Так, определившись с группой С по продажам или ССС в категории «продажи в рублях -рентабельность - продажи в упаковках», специалист по закупкам или заведующая аптекой могут оказаться перед соблазном вывести аутсайдеров из ассортимента. С одной стороны, действительно: зачем держать позиции, которые дают низкую прибыль, имеют низкую оборачиваемость и маржинальность? Однако давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. В фармацевтической практике исключение аутсайдеров из ассортимента может не оказать положительного влияния на продажи и прибыль. Скажем, если мы прекратим закупки антидепрессанта, который продается редко и имеет низкую наценку, мы вряд ли увеличим продажи, к примеру, антибиотиков. А вот потерять клиента, который, наряду с антидепрессантом, мог приобрести и другие препараты, вполне можем. Кроме того, не следует забывать, что у нас есть категория жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, многие из которых вполне могут составить группу ССС. Чтобы избежать перегибов, уместно провести анализ в рамках не общего ассортимента, а в отдельных потребительских категориях. Подчеркнем, что это не фармакологические группы, а именно категории, в рамках которых потребитель и делает выбор, например, средства для лечения насморка, препараты от боли в горле, желудочно-кишечные средства и т. д. Проведя ABC-анализ по потребительским категориям, мы сможем выявить аутсайдеров, которые, скорее всего, дублируют более востребованные позиции внутри группы

Авторы:

Целиковская Т.

Издание: Российские аптеки
Год издания: 2023
Объем: 4с.
Дополнительная информация: 2023.-N 5.-С.42-45. Библ. 0 назв.
Просмотров: 12

Рубрики
Ключевые слова
cos
анализ
английский
антибиотик
антидепрессанты
аптека
аптеки
аптечная
ассортимент
бизнес
болеющие
большая
бренд
бытовые
включения
влияние
внутри
временная
входной
выбор
выражение
высокий
выходного
горло
групп
действие
денежный
деятельности
длительный
другого
другому
желудочного
жизненно
жизни
жители
закупка
закупки
запас
затрат
затрата
имущества
исключение
карта
категории
категориям
клиент
компании
конечные
лекарств
лекарственна
лечение
методика
момент
насморк
натрий
немая
неравномерное
низкие
областей
оборот
общего
объем
ограничение
одного
организации
основа
основание
основания
особый
остатки
отдельные
относительная
отт
оценка
очередность
парето
первая
перегибы
перед
период
позиция
пола
полезная
положительные
помощи
после
потери
потребителей
потребительский
правила
практика
препараты
прибыль
принцип
проблема
продажа
продажи
производственные
пространства
работа
раздел
рамки
распределение
редкие
рейтинг
рентабельность
рет
руководителей
ряда
ситуации
скорая
след
собственность
состав
специалистов
среда
средства
стоимостной
стоимость
стран
счет
теория
течения
товара
товары
три
упаковка
управлять
учет
фармакологическая
фармацевтическая
фармацевтов
формирование
формула
хороший
цена
эко
экономическая
эффективный
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.191.107.209)
Яндекс.Метрика