Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Качество медицинской помощи, как отражение социально-экономического неравенства потребителей

Текст статьи доступен по ссылке: http://www.fesmu.ru/voz/20232/2023202.aspx

Полный текст
В.Г. Дьяченко
Качество медицинской помощи, как отражение социально-экономического неравенства потребителей
Дальневосточный государственный медицинский университет, Хабаровск
Контактная информация: В.Г. Дьяченко, e-mail: ozd@mail.fesmu.ru
Резюме:
Проведен анализ публикаций по вопросам доступности, качества и безопасность медицинских услуг и их соотношение с социально-экономическим статусом потребителей. Программа исследования включал в себя оценки экспертов Росстата, ВОЗ, Всемирного банка, Агентства Блумберг и др., а также публикации о результатах массовых опросов общественного мнения для выявления ключевых факторов влияющих на удовлетворенность пациентов качеством потребляемых медицинских услуг. Основными причинами неудовлетворенности пациентов отечественной медициной является её хроническое недофинансирования и кадровый кризис.
Ключевые слова:
медицинская помощь, качество, социально-экономическое неравенство, производители, потребители

V.G. Dyachenko
The quality of medical care as a reflection of the socio-economic inequality of consumers
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
Summary:
The analysis of publications on the issues of accessibility, quality and safety of medical services and their correlation with the socio-economic status of consumers was carried out. The research program included assessments by experts from Rosstat, WHO, the World Bank, Bloomberg Agency, and others, as well as publications on the results of mass public opinion polls to identify key factors affecting patient satisfaction with the quality of medical services consumed. The main reasons for the dissatisfaction of patients with domestic medicine are its chronic underfunding and personnel crisis.
Key words:
medical care, quality, socio-economic inequality, producers, consumers
Введение

В последние годы в среде специалистов и экспертов наблюдается рост интереса к качеству медицинской помощи на фоне снижения уровня удовлетворенности населения потребляемыми медицинскими услугами [37, 51]. Проводятся различные исследования, направленные на решение вопросов, связанных с обеспечением доступности, качества и безопасности медицинской помощи, в результате которых выявлены основные причины неудовлетворенности потребителей. На длительное время ожидания, как основную причину неудовлетворенности, указывают 40 % респондентов, на нехватку персонала в больницах и поликлиниках - 36 %; на высокую стоимость лечения - 32 %; на перегруженность специализированных отделений многопрофильных больниц - 55 %, а так же на отсутствие необходимого оборудования и лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях - 37 % и др. [11, 38, 40, 44].

С начала 2020 года в систему оценок доступности, качества и безопасности медицинской помощи внесла свой вклад пандемия COVID-19, причем, относительно влияния коронаровирусной инфекции на уровень качества услуг в различных странах однозначного ответа пока нет [34, 41, 45, 49]. Тем не менее, выявляется отчетливая тенденция роста числа пациентов с хроническими заболеваниями (сердечно-сосудистая и онкологическая патология), нуждающихся в срочной медицинской помощи. В Великобритании и Франции в период первого пика пандемии (весна 2020 г.) около 40-50% пациентов с хроническими заболеваниями не получили лечения [48, 49]. В результате, в Великобритании образовалась такая очередь пациентов на госпитализацию, что по мнению специалистов, вернуться к срокам ожидания проведения плановых операций, установленных до эпидемии, удастся не раньше чем через 4 года [34]. В России ситуация не столь критичная, хотя признаки увеличения сроков плановой госпитализации пациентов отмечались повсеместно, что отрицательно сказалось на уровне удовлетворенности пациентов состоянием отечественной медициной [1, 27]. В 2019 г. Фонд "Общественное мнение" провел опрос, посвященный тревогам и страхам россиян. Судя по результатам, больше всего россияне тревожатся о своем здоровье (34 %) и здоровье близких (52%), также они серьезно опасаются возможности потерять работу и стабильных доходов (31%). Дополняется это тем, что повышение цен и обнищание людей всегда прочно удерживают первые места в рейтинге тревог населения (35%) [26].

По мнению большинства специалистов, состояние здоровья населения в современных условиях в гораздо большей степени зависит от деятельности системы здравоохранения, чем это представлялось раньше, хотя в основном считается, что состояние здоровья зависит от образа жизни, генетических факторов и состояния внешней среды [30], однако это может быть справедливо только для стран, которые обеспечивают "максимально возможный уровень доступности и качества медицинской помощи населению" [43].

По мнению специалистов ВОЗ, процессы принятия решений для оптимизации эффективности работы здравоохранения крайне важны, а исследования этой проблемы дают возможность оценить отрасль здравоохранения региона как единое целое при помощи ограниченного объема показателей, помогающих увязать итоговые результаты работы систем с их функциями или реализуемыми стратегиями развития [4, 42, 50].

Целью настоящего обзора является анализ публикаций относительно оценки зависимости уровня доступности, качества и безопасность медицинских услуг от социально-экономического статуса их потребителей.


Материал и методы

Программа исследования включал в себя анализ статистических данных Росстата, данные ВОЗ, Всемирного банка, Агентства Блумберг и др., а также публикации о результатах массовых опросов общественного мнения и отдельных профессиональных групп для выявления ключевых факторов влияющих на удовлетворенность пациентов качеством потребляемых медицинских услуг [46, 47]. Подвергнуты анализу публикации относительно обеспеченности кадрами медицинских организаций здравоохранения всех уровней, на фоне хроническое недофинансирования и отсутствие выстроенной системы эволюционной смены поколений производителей медицинских услуг (врачей и медицинских сестер) [35, 39, 43]. Кроме того проведена оценка публикаций об изучении профессиональных мотиваций производителей медицинских услуг (врачей) разных специальностей в сочетании с полустандартизированным индивидуальным и коллективным интервью [6, 13, 46].


Обсуждение результатов

Анализ развития и рыночной трансформации современной медицины в XXI веке, как в России в целом, так и в её провинциях позволяет говорить о том, что стремительный рост знаний в области общей медицинской теории, клинической медицины и частной патологии происходит после того, как было осознано значение антропологического контекста этих явлений. Потребности к интеграции в биомедицинских дисциплинах, в том числе и с сопредельными науками, были явно обозначены уже в 60-70-х годов ХХ века. Этому в немалой степени способствовали обсуждения проблем причинности в медицине, выдвинутые И.В. Давыдовским, в концепции В.П. Эфроимсона о генетико-эволюционной "родословной" альтруизма, в теории П.К. Анохина о функциональных системах и др. Именно этим наряду с реабилитацией генетики в отечественной науке были заложены основы междисциплинарного анализа проблем биологического и социального в человеке [22]. В тоже время междисциплинарный подход к организации исследований с позиций системного подхода не отражен в программных документах научно-технического развития, хотя и нашел свое место в некоторых документах стратегического планирования отечественной медицинской науки.

В условиях множественности точек зрения на само понятие междисциплинарного подхода в медико-биологической науке вряд ли стоит говорить о необходимости инкорпорирования в научное законодательство соответствующего понятийного аппарата, хотя это будет являться основой для системного подхода субъектов государственной научно-технической политики к мерам по развитию такого рода исследований. В условиях существования различных инструментов поддержки и развития отечественной медицины представляется целесообразным, основываясь на принципе системности мер, выстроить единую цепочку поддержки междисциплинарности в науке [17, 20].

Современная отечественная медицина, исходя из коллективного мнения потребителей медицинских услуг не удовлетворяет их ожидания [4, 21]. Это обусловлено снижением уровня медицинского образования, значительным отставанием в развитии медицинской науки, медицинской и фармацевтической промышленности, низким качеством и доступностью медицинских услуг, ростом соплатежей пациентов, социальной незащищенностью медицинских работников, а также низким уровнем финансирования Территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи (ТПГГ) гражданам в рамках реализации механизмов ОМС [8, 9, 27, 29, 30].

В конечном итоге, в условиях рыночной трансформации отрасли здравоохранения, внедрения прорывных технологий в медицинскую практику (медицинские роботы, искусственный интеллект, симуляторы, телемедицина, нанотехнологии, переход на идеологию Медицина 5П и др.) требует изменения политики в сфере предоставления медицинских услуг. В первую очередь это касается обеспечения доступности и качества медицинских услуг, совершенствования организации процессов и взаимодействия всех участников рынка в системах отношений пациент-врач, медицинская организация-страховая медицинская организации, регуляторные органы и медицинская организация. Основными инструментами реализации политики в области производства и реализации медицинских услуг являются правовые, административные и экономические регуляторы: стандарты+клинические рекомендации, федеральные и региональные программы, ТПГГ, тарифные соглашения и др.

Системным препятствием в области обеспечения населения доступными, качественными и безопасными услугами является региональное неравенство между центром и провинциями государства сформировавшееся в современной России за годы либеральных реформ. В современном представлении под центром понимается территория (Московская агломерация), которая "стягивает" на себя финансовые, технологические и управленческие ресурсы, преобразует их в инновации и отправляет обратно в области периферии страны (провинция). Провинция в этой модели выступает в качестве потребителя инноваций и поставщика ресурсов, причем существующие особенности географического и экономического пространства обусловливают важную специфику этого процесса в России. В частности, Московская агломерация "всасывая" в себя человеческий капитал провинций и их ресурсы, практически ничего не отдаёт взамен [15, 24]. Она крайне редко транслируют сформированные экономические эффекты в отдаленные провинции, такие, как Дальневосточный федеральный округ (ДФО).

Проблемы расширяющихся диспропорций в социально-экономическом развитии "успешных регионов" и отдаленных провинций, проявляющиеся в серьезных разрывах в уровнях доходов и, стало быть, в качестве жизни населения, сегодня являются реальностью (Миланович Бранко, Зубаревич Наталья. Региональное неравенство в России. 25 янв. 2022?г.).

Несмотря на принимаемые меры в системе госрегулирования экономикой по реализации задач "Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года", эти проблемы по-прежнему купируются за счет весьма ненадёжных механизмов межрегионального перераспределения доходов и бюджетных вливаний в регионы-аутсайдеры. В условиях превалирования идеологии рынка над плановым развитием важных для государства провинций, которые, как правило, являются регионами-аутсайдерами, не следует ожидать синергетического эффекта от сложения потенциалов базовых факторов региональной конкурентоспособности (агломерационных, инвестиционных, сырьевых и др.) в сочетании с успешно реализуемой местными органами власти социальной политикой [3].

Объем ВВП Московской агломерации по паритету покупательной способности на конец 2020 года превысил 1 трлн. долларов США. По данным исследовательской компании Euromonitor, Московская агломерация занимает пятое место в мире по объему ВВП. Она по многим показателям значительно обгоняет провинциальные регионы России: доля Москвы в суммарном ВРП регионов составляет 20%, в инвестициях - более 18%, в доходах населения - 17%, в банковских вкладах - более трети. На столичный бюджет приходится почти 20% всех доходов и расходов бюджетов регионов и 27% расходов на национальную экономику [12]. Такое положение является основой формирования финансового обеспечения Территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению - в благополучных регионах финансовое обеспечение ТПГГ формируется на уровне расчетных плановых показателей, а в дотационных - в течении длительного периода со значительным дефицитом [10, 32].

По мнению экспертов, близких к управляющим структурам государства за достаточно длительный период внедрения ОМС в отечественном здравоохранении сформировалось несколько ключевых проблем [33].

А). Бюджетное финансирование продолжает занимать значительную долю в общей структуре финансирования отрасли. В 2020 году в крупных российских городах (миллионниках) распределение финансирования выглядело так: около 75-79% финансирование за счет ОМС, 21-25% за счет бюджета субъекта РФ.

Б). Базовая программа ОМС охватывает не все медицинские услуги. Лечение многих социально-значимых заболеваний финансируется путем субсидирования медицинских организаций.

В). Инвестиции в отечественное здравоохранение и его развитие производит государство в рамках целевого финансирования. При этом существуют ограничения по осуществлению расходов.

Г). Основную часть медицинских услуг в системе ОМС оказывают государственные медицинские организации. Это означает, что оказание медицинской помощи ложится в основном на бюджетный сектор экономики.

Исследование взаимосвязи макроэкономических трендов показывает, что в настоящее время в ДФО "сохраняется экспортно-сырьевая модель экономики с эксплуатацией транзитных и природно-ресурсных полезностей региона, позволяющая поддерживать положительные темпы роста в соответствующих отраслях на фоне находящихся в процессе стагнации обрабатывающих и потребительских производств, и сохранением негативных процессов в социально-демографической сфере" [25, 28]. Основным инструментом регионального выравнивания в России являются трансферты федерального бюджета дотационным регионам с позиции геополитики: приоритетные российские регионы по бюджетным трансфертам - это Крым и Севастополь (2% населения страны и 6-7% всех бюджетных трансфертов), Дальний Восток (6% населения и 15-16% трансфертов), Северный Кавказ (5% населения и 10% трансфертов).

По мнению ярких представителей правящей элиты РФ, альтернативы либеральной трансформации Российского государства, в основе которых лежат рыночные механизмы, - не существует. Остается только сожалеть, что жестко внедряемые либералами "рыночные отношения", как ржавчина, разъедают отечественную медицину, и, к сожалению, число честных, порядочных, совестливых врачей, влюбленных в свою профессию, а не в "звонкую монету", становится все меньше и меньше. Довольно известное сегодня выражение профессионального врача-частного предпринимателя, отражающее основы либеральной трансформации отечественной медицины: "…Я мечтаю, чтобы бедные никогда не болели, а богатые никогда не выздоравливали". И, если возрастные пациенты, прошедшие "перевоспитание по Гайдару и Чубайсу в 1990-х и в начале 2000-х годов", пока ещё по старой привычке, всецело доверяют лечащему врачу своё здоровье, а иногда и жизнь, то, относительно молодые пациенты, особенно в крупных городских агломерациях, уже недоверчиво относятся к производителям медицинских услуг, настаивая на необходимости реализации модели партнерских (договорных) взаимоотношений [10].

Основная задача, которую сегодня приходится решать управляющим структурам субъектов РФ ДФО - обеспечение равного доступа к качественным медицинским услугам всех без исключения слоёв населения, независимо от их экономического состояния. Реализация этой задачи, по нашему мнению, стало причиной спешного пересмотра отдельных статей "Либеральной" Конституции РФ 1993 года. Поэтому управляющие структуры с точки зрения сохранения определенного уровня социальных гарантий гражданам сделали несколько правильных с их точки зрения шагов. В частности, в условиях перехода к рынку были актуализированы проблемы социальной защиты населения, в том числе в сфере обязательного медицинского страхования, хотя усиливающееся расслоение общества, его поляризация по уровню доходов приводят к росту социального неравенства в области доступности, качества и безопасности медицинской помощи [1, 26, 30].

За более чем тридцатилетний период функционирования отечественной медицины в системе ОМС провинциальное здравоохранение накопило немало проблем и противоречий, требующих специального изучения и решения. Так, социальная эффективность ОМС имеет ограниченный характер, население не удовлетворено в полной мере качеством и доступностью медицинской помощи, не способствует этому и принятый Закон РФ "Об обязательном медицинском страховании граждан", вступивший в силу с 1 января 2011 года. Признавая необходимость модернизации ОМС, он не меняет принципиально его основные характеристики и положения [27, 34]. В течение последних десятилетий, органы управления здравоохранением России в целом и её провинций настойчиво пытаются изменить стратегию подхода к охране здоровья граждан, разрабатывают "новые принципы" тотального контроля за медицинской деятельностью, всё это подается либералами в управляющих структурах отечественного здравоохранения как забота о здоровье граждан, или как забота о правах пациентов и защиты их от "недобросовестных" врачей [10, 14, 35].

Кто стоит за концепцией противопоставления сообщества пациентов сообществу медицинских работников, которая может стать последней каплей тотального разрушения неустойчивого равновесия между отдельными частями гражданского общества современной России? Если это отражение планов значительной части управляющей элиты РФ, то с учетом их упорства в реализации глобальной либерализации государства, то в обозримом временном промежутке они добьются конечных результатов реализации тотального консьюмеризма, но значительно ослабят саму систему охраны здоровья населения.

В этой связи следует отметить, что любое изменение или программа либеральных реформ формируется на базе появления какой-либо новой идеи, поскольку именно новая идея заставляет реформировать привычную деятельность. В основе текущей реформы медицинской помощи в России лежит именно смена основополагающего принципа охраны здоровья населения - от принципа медицинского патернализма, который лежал в основе медицинской помощи в России на протяжении веков (врач - "отец", который знает, что, зачем и как он делает, а пациент - "дитя", которое верит в то, что "отец" все делает правильно и послушно выполняет назначения врача), - на принцип партнерства (врач и пациент - это партнеры, заключившие торговую сделку - договор купли-продажи медицинских услуг), причем оба контрагента по договору имеют равные права, что вытекает из общих принципов современного либерализма.

Если рассматривать проблему доступности медицинской помощи с точки зрения уровня доходов пациентов, то от 5,7 до 8,4 миллиона ежегодных случаев смерти в странах с низким и средним уровнем дохода (СНСД) связаны с низким качеством медицинской помощи, что составляет до 15% от общего числа случаев смерти в этих странах. Шестьдесят процентов случаев смерти от состояний, при которых требуется медицинская помощь, в СНСД связаны с низким качеством медицинской помощи, в то время как остальные случаи смерти происходят в результате ограничения доступности системы здравоохранения [44, 50]. В СНСД низкое качество медицинской помощи влечет за собой расходы в размере 1,4-1,6 трлн. долларов США в год в связи с потерей производительности. В странах с высоким уровнем дохода каждому десятому пациенту наносится вред при оказании больничной помощи и можно ожидать, что 7 из каждых 100 госпитализированных пациентов будут инфицированы назокомиальными инфекциями в связи с оказанием медицинской помощи. Согласно оценкам, высококачественные системы здравоохранения могли бы ежегодно предотвращать 2,5 миллиона случаев смерти от сердечно-сосудистых заболеваний, 900 000 случаев смерти от туберкулеза, 1 миллион случаев смерти новорожденных и половину всех случаев материнской смерти (Шангареева З.С., 2009; ВОЗ., 2009).

Во всем мире основные структуры, необходимые для обеспечения качественной медицинской помощи, не соответствуют международным требованиям: в каждом восьмом медицинском учреждении отсутствуют службы водоснабжения, в каждом пятом - санитарно-гигиенические службы и в каждом шестом - средства для гигиены рук в местах оказания медицинской помощи. По оценкам, 1,8 миллиарда человек, или 24% населения мира, живут в условиях нестабильности, которые затрудняют оказание качественных основных услуг здравоохранения. В этих условиях происходит значительная доля предотвратимых случаев материнской, детской и неонатальной смерти [7, 19]. Но положение здравоохранения в этих странах не должно являться примером для России, потому что отечественное здравоохранение имеет более высокий уровень экономических и материально-технических возможностей, однако их использование требует смены в структуре управления отраслью значительной части специалистов, как на федеральном, так и на региональном уровне, поскольку результаты их деятельности далеки от оптимальных.

В сентябре 2018 года на Восточном экономическом форуме Президент Российской Федерации В.В. Путин выступил со стратегической инициативной о необходимости разработки Национальной программы по развитию Дальнего Востока, которая должна определить государственную политику по развитию Дальневосточного макрорегиона до 2025 года и в перспективе до 2035 года. В соответствии с установками Президента РФ, Программа должна объединить усилия и ресурсы всех уровней власти, с учетом вклада государственных компаний и компаний с государственным участием для обеспечения прорывного развития ДФО как в экономической, так и в социальной сфере. Однако реформирование социальной сферы, в том числе и здравоохранения, требует индивидуального подхода с учётом особенностей региона. В частности, малая численность населения (1,2 чел. на 1км2) на обширной территории порождает очаговый характер расселения с разбросом населенных пунктов на больших расстояниях друг от друга, со значительной частью жителей, проживающих в небольших по численности населенных пунктах [24,15,28]. Причем, огромная часть территорий ДФО не заселена и не используется в экономическом обороте, т.е. по существу является неосвоенной. Основное население ДФО живет на самом юге макрорегиона, вдоль границы с Китаем (в зоне Трансиба) и на побережье Тихого океана. Однако и здесь плотность населения низкая (13 чел. на 1км2) для формирования интегрированной саморазвивающейся экономической системы, действия эффектов агломерации и экономии на масштабах [25]. Что же относительно плотности населения в приграничном Китае, то её уровень на порядок выше (более 130 чел. на 1 км2).

Сегодня становится понятным, что для малонаселённых районов ДФО не подходит действующая общая модель модернизации, о чём заявил Президент России В.В. Путин на онлайн-совещании. "На Дальнем Востоке много небольших населенных пунктов, расстояние между которыми может достигать сотен километров, и действующая модель здравоохранения здесь зачастую "хромает". Людям не всегда доступна качественная медицинская помощь, а оснащение поликлиник и ФАПов порой оставляет желать лучшего". Поэтому перед созданной в 2020 году "Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики" встают новые задачи по реализации поступательного развития образования, медицины, комфортной городской среды, условий для амбициозной карьеры, льготной ипотеки под 2% годовых, а также другие социально значимые инициативы, направленные на повышение уровня жизни дальневосточников. Вице-премьер - полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, который в течении последних 10 лет занимается модернизацией экономики и социальной сферы региона, среди приоритетных направления развития ДФО назвал сбережение народонаселения, повышение рождаемости, улучшение качества системы здравоохранения [31]. Эти приоритетные направления "кочуют" из отчета в отчет чиновников уже более 30 лет, но результат их реализации плачевны: регион покинуло более 2 млн. дальневосточников, наблюдается рост заболеваемости детей и подростков, в структуре населения снижается число женщин фертильного возраста, сохраняется сверхсмертность мужчин трудоспособных возрастов (сосудистые катастрофы и онкология), углубляется кадровый кризис отрасли и др.[11].

В рамках разработки стратегии модернизации здравоохранения региона до 2030 года в дополнение к системному анализу кризиса региональной медицины важное значение приобретает мнение потребителей медицинских услуг относительно их доступности, качества и безопасности. Причем самым простым и при этом самым эффективным инструментом для изучения удовлетворенности потребителей является формализованный в виде анкеты социологический опрос [2]. По мнению специалистов и экспертов опросы потребителей товаров и услуг - это наиболее распространенный способ получения информации. Источником информации при проведении опроса является респондент, т.е. человек, чье мнение выясняется в ходе проведения опроса [18]. Дополнять опрос может глубокое интервью, как в индивидуальном, так и в групповом варианте (фокус-группы), которое нашло широкое применение во многих практических областях и в академических исследованиях [23]. Правильно организованные опросы могут обеспечивать руководство медицинских организаций постоянным потоком дополнительной управленческой информации для системного анализа и принятия управленческих решений. Особенная ценность этой информации состоит в том, она дает возможность оценить происходящие процессы и результаты деятельности организации глазами потребителя. Часто эта информация не совпадает с "официальной" информацией о состоянии дел в медицинской организации, так как потребитель по-своему воспринимает процессы, по-своему составляет приоритеты. Но именно мнение потребителя определяет оценку качества обслуживания и, как следствие, конкурентоспособность организации производящей медицинские услуги [5].

Поскольку произведенные медицинские услуги реализуются на рынке по двум основным характеристикам - цена и качество, то в контексте цели исследования важным моментом является определение качества. Качество медицинской помощи - это степень, в которой медицинские услуги, оказываемые отдельным лицам и группам населения, повышают вероятность достижения желаемых результатов в области здравоохранения и соответствуют профессиональным знаниям, основанным на фактических данных [5, 37]. Это определение качества медицинской помощи распространяется на укрепление здоровья, профилактику, лечение, реабилитацию и паллиативную помощь и исходит из того, что качество медицинской помощи может измеряться и постоянно повышаться благодаря тому, что медицинская помощь оказывается на основе фактических данных и с учетом потребностей и предпочтений пользователей услуг - пациентов, семей и местных сообществ [8, 11].

Результаты функционирования системы здравоохранения России играют значительную роль в снижении смертности и укреплении здоровья граждан. Однако два напряженных года пандемии КОВИД-19 высветили острейшие проблемы отрасли. Главные из них - хроническое недофинансирование и, как следствие, кризисный дефицит медицинских работников в государственных медицинских организациях, а также накопленный стресс и усталость среди них, недостаточное обеспечение населения лекарствами в амбулаторных условиях, ослабление медицинской науки и образования [33]. Причем кадровый кризис отрасли начинает превалировать над другими причинами дестабилизации производства медицинских услуг. Причиной этого являются иллюзии отдельных представителей управляющих структур отрасли здравоохранения, как на федеральном, так и на региональном уровне [14]. В частности, они, как правило, при анализе укомплектованности кадрами врачей оперируют показателем штатных должностей на 10 000 населения, что демонстрирует ложное благополучие в отрасли (48-55 врача на 10 000), однако реальное положение отображается показателем числа физических лиц врачей на 10 000 населения, который, как правило, на 30-40% ниже (Рис. 1).


Рис. 1. Штаты учреждений здравоохранения г. Хабаровска в 2021 году. (Приведено по Сборнику статистических материалов Минздрава Хабаровского края)

В конечном итоге реальная обеспеченность врачами в РФ и её регионах значительно ниже, чем в относительно благополучных странах Евросоюза. При этом в России потребность в медицинской помощи превышает таковую стран ЕС, из-за худшего состояния здоровья населения, большой территории и низкой плотности населения. Реальная действительность 2000-2023 гг. усугубила эту проблему из-за значительной усталости и стресса персонала, бесконечного давления со стороны проверяющих, контролирующих и правоохранительных органов в условиях роста объемов и снижения качества производимых медицинских услуг.

Оптимизированная в течении последних 20 лет отечественными либералами система здравоохранения России в значительной мере изменила свою производственную структуру, потеряв половину больниц, значительное число больничных коек, медицинского персонала и т.п. (Рис. 2).


Рис. 2. Динамика оптимизации структуры отечественного здравоохранения в 2000, 2012 и 2020 гг.

Результаты проверки оптимизации системы здравоохранения РФ экспертами Счетной палаты показали, что реформа привела к снижению доступности медицинских услуг. За 2000-2020 годы увеличилась заболеваемость населения: осложнения при беременности и родах увеличились на 39,1%, выявленные новообразования - на 35,7%, заболевания системы кровообращения - на 82,5%. Российская система здравоохранения в начале 2021 года пережила резкое сокращение финансирования из федерального бюджета: государственные расходы на здравоохранение в доле ВВП в 2021 г. по отношению к 2020 г. сократились с 4,1 % до 3,8 % ВВП, а к 2023 г. - до 3,6 % ВВП.

При таком уровне финансирования практически невозможно добиться удовлетворения в полном объеме даже базовых потребностей населения в медицинских услугах, лекарственных препаратах и медицинских изделиях, не говоря уже о расширении доступа к самым передовым методам лечения и медицинским технологиям. Кроме того, по оценкам экспертов около 40 % средств, выделяемых на здравоохранение, расходуется неэффективно [16, 33]. Медицинские организации первичной медико-санитарной помощи занимаются имитацией деятельности и "приписками". И, хотя там иногда можно встретить блестящих врачей, но в целом поликлиники комплектуются специалистами по остаточному принципу - выпускниками отечественных медицинских вузов с низким уровнем компетенций, как правило, без наличия клинического опыта, возрастных врачей не повышающих свою квалификацию или с признаками профессионального выгорания, а также врачей-мигрантов, как правило из среднеазиатских республик бывшего СССР [10, 29, 30]. Кроме того, в сохранившихся после реализации "либеральных реформ" сельских врачебных амбулаториях, участковых и центральных районных больницах, территориальных поликлиниках повсеместно наблюдается недостаточный уровень укомплектованности рабочих мест медицинским оборудованием, диагностическими тест-системами и средствами медицинского назначения. Именно на этом уровне врачи совершают значительное число диагностических и лечебных ошибок, зачастую проявляя профессиональное невежество [4, 21].

Качество в отечественной медицине в определенной мере оказывает влияние на показатель ожидаемой продолжительности предстоящей жизни. В середине 60х годов по этому показателю СССР (Россия) лишь немного отставала от экономически развитых стран, однако в дальнейшем этот разрыв только увеличивался. Сегодня же разрыв средней продолжительности жизни россиян по сравнению с экономически развитыми странами составляет более 10 лет. Причем только повышение уровня жизни, качества и доступности медицинских услуг, без принятия особых мер вряд ли позволит снизить высокую смертность в нашей стране [14, 30, 36]. Одной из этих мер является увеличение уровня финансирования системы здравоохранения государства и его отдельных регионов.

Если в ближайшее время не будут предприняты экстренные меры по восстановлению системы здравоохранения хотя бы до уровня её либеральной трансформации, то показатель "Индекса человеческого развития" (ИЧР ПРООН, 1990), который представляет собой интегральный показатель (Доклад "Индексы и индикаторы человеческого развития: Обновленные статистические данные 2018" //Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации рассчитывает ИЧР по регионам России с 2015 года), характеризующий способность человека вести долгую и здоровую жизнь, получать знания и достигать достойного уровня жизни, снизится, что покажет неравномерность нашей страны в весьма негативном свете. Например, по данным за 2019 год, Москва, занимающая лидирующую позицию в рейтинге ИЧР по регионам, превышает индекс находящейся на последнем месте Республики Тыва на 19,4%. Причем разрыв заметен и по типам регионов. В частности, отставание менее развитых регионов от наиболее богатых финансово-экономических центров составляет 11,7%, что не гарантирует гражданам РФ застрахованным в системе ОМС равенства в доступности, качестве и безопасности медицинских услуг [19, 26].

Поэтому практически все представители либерального сообщества, управляющих элит, а также "новые русские", которые за годы рыночных реформ успели стать владельцами "заводов, газет, пароходов" предпочитают получать медицинскую помощь в клиниках экономически развитых государств (Израиля, США, Германии, Республики Корея, Японии, Сингапура и др.) или в их филиалах - совместных негосударственных или частных медицинских организациях на территории России с экзотическими для российского пациента названиями ("Сайко" "Медси", "MedSwiss" и др.) по тарифами (средний чек на одного пациента в 2017 году составлял порядка 60 000 руб. ($1030) и доходил по некоторым программам до 200 000 руб. ($3430). Что же относительно остальных граждан РФ нуждающихся в доступной и качественной медицинской помощи, застрахованных в системе ОМС, то для них и их детей уже в течении несколько лет, практически по всем государственным каналам отечественного телевидения идет массовый сбор средств с телезрителей для оказания медицинской помощи в клиниках за рубежом или в отечественных медицинских организациях для проведения платных оперативных вмешательств, лечения, реабилитации, протезирования и т.п. [11].

Положение производителей медицинских услуг, которые продолжают честно исполнять свои профессиональные обязанности в государственных медицинских организациях не меняется. В реальной ситуации большинство практикующих врачей продолжают работать на конвейере по производству медицинских услуг, не покидая рабочего места по 8-10 часов, а, если он ещё в этот день врач дежурит, то его рабочий день продолжается 34-36 часов подряд (7 часов основная ставка в стационаре + 3 часа совместительство на приеме в поликлинике + 17 часов дежурство + (на следующий рабочий день) 7 часов работа основная ставка в стационаре + 3 часа совместительство на приеме в поликлинике). На обед система отводит полчаса в определенное время. Принять душ, сменить рабочую одежду получается не на каждом дежурстве. Кстати, врачи и медицинские сестры в круглосуточных стационарах дежурят "без права сна…".

В особо сложном положении в результате либеральной трансформации отечественного здравоохранения и продолжающегося мирового экономического кризиса оказались отдаленные провинции государства, такие, как Дальний Восток России. Изменился кадровый состав врачей в сельских врачебных амбулаториях, сельских участковых больницах и ЦРБ. В большинстве регионов ДФО нарастает кадровый "голод" не только участковых врачей, но и узких специалистов ЦРБ. Например, в сложившейся ситуации весь объем работы по хирургии обеспечивает недостаточно квалифицированный хирург, как правило, при отсутствии анестезиолога, а высококвалифицированные хирурги концентрируются в областных и многопрофильных городских больницах, поэтому в крупных хирургических отделениях многопрофильных городских и региональных больниц виды и объёмы экстренной помощи превышают 85-90%. Зато плановая хирургия в ЦРБ сворачивается уже в течении двух десятилетий, что стимулирует производство видов и объемов хирургической помощи в негосударственном секторе.

Причинами формирования системных недостатков плановой помощи дальневосточникам специалистами хирургического профиля в районах (хирурги, травматологи, ортопеды, гинекологи, оториноларингологи, офтальмологи и др.) является плохое взаимодействие с терапевтами при диспансеризации, поздняя обращаемость больных за хирургической помощью, отсутствие потоков плановых хирургических больных, достаточных для проведения операций на современном уровне [14]. Это делает плановую хирургическую помощь за пределами крупных городов, областных и краевых центров - неэффективной. Смещение хирургической заболеваемости в "экстренную" сторону приводит к повышению общей и послеоперационной летальности, росту числа осложнений, увеличению продолжительности лечения, т. е., к удорожанию хирургического лечения и росту затратности [33].

Руководители современной России самого разного уровня делают вид, что они не замечают системного кризиса (количественного и качественного) отечественной медицины, порожденной проводимыми либеральными реформами. Между тем для прогнозирования будущих тенденций уровня государственного регулирования производства и реализации медицинских услуг, необходимо внимательно рассмотреть моральные ценности, господствующие в обществе, которыми руководствуются управляющие структуры при распределении ресурсов в системе отечественного здравоохранения. Прежде всего, нашему обществу при сложившейся системе многоканального финансирования здравоохранения, как со стороны государства, так и населения предстоит дать принципиальный ответ на вопрос о том, обеспечивает ли существующая система здравоохранения в России каждого гражданина доступной, качественной и безопасной медицинской помощью. Или медицинская помощь бывшая совсем недавно общественным благом, переходит в разряд частного блага, свободно продающимся и покупающимся на рынке медицинских услуг. Без четкого ответа на этот вопрос невозможно оценить то рыночное пространство, куда привели отечественную медицину либералы-реформаторы. И, наконец, какова степень продвижения нашей страны по пути обеспечения всеобщей доступности медицинской помощи гражданам, гарантируемой Конституцией РФ.


Заключение

Современный мир стоит на пороге реализации шестого технологического уклада. Его контуры только начинают складываться в развитых странах мира, в первую очередь в США, Японии, КНР, Сингапуре и характеризуются нацеленностью на развитие и применение "высоких технологий". У всех на слуху сегодня био- и нанотехнологии, генная инженерия, мембранные и квантовые технологии, фотоника, микромеханика, термоядерная энергетика синтез достижений на этих направлениях должен привести к созданию, например, квантового компьютера, искусственного интеллекта и в конечном счёте обеспечить выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, обществом, экономикой и социальной сферой. Отсюда понятна вся сложность стоящей перед Российским государством задачи.

Если отказаться от геополитических приоритетов ("Разворот на Восток", "Будущее России в развитии Дальнего Востока" и т.п.) и во главу угла поставить рыночные приоритеты, то неравенство субъектов РФ будет расти - это будет плата за догоняющий рост, ведь любое стимулирование развития приводит к росту регионального неравенства. Выравнивающая социальная политика и поддержка бедных домохозяйств - это правильно и разумно, но с этим не согласны обыватели, поскольку простого решения этого вопроса нет, а снижение уровня регионального неравенства требует сложных решений, как от управляющих структур, так и от отдельных граждан.

Сегодня, перед тем как определять дальнейший путь стратегических реформ отечественного здравоохранения, следует уточнить понимание некоторых вопросов, чтобы стратегические планы опять не стали декларациями или протоколами о намерениях, как это уже было не единожды за три десятилетия, реформируемого либералами государства. Общественные дискуссии последнего года показывают, что страна в очередной раз оказалась на распутье. По какому пути пойдет Россия, пока неясно, поскольку новая стратегия развития РФ на ближайшие десятилетия направлена на структурные реформы, главными ограничениями для которых формировали проблемы демографии, инфраструктуры, инвестиций в инновационное развитие промышленного производства, образование, здравоохранение и уровень качества человеческого потенциала. В условиях формирующего социально-экономического кризиса, либеральным управляющим структурам в первую очередь придется заниматься повышением эффективности государственных расходов и их одновременным сокращением, что определит ограничения для тех структурных преобразований при помощи денежно-кредитной и финансовой политики, где имеются четкие признаки "избыточности государственных расходов". К сожалению, это, не только реформируемая пенсионная система, но и образование и здравоохранение.


Список литературы

1. Аксенова Е.И. с соавт. Международный опыт обеспечения доступности медицинской помощи в отдаленной и труднодоступной местности. Экспертный обзор. Е. И. Аксенова, С. Ю. Горбатов - М.: ГБУ "НИИОЗММ ДЗМ", 2021. - 35 с.
2. Батлеев Г.Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. СПб.: Изд-во СПб ГУФ, 1996. - 14 с.
3. Белобородов В.М. Проблема регионального неравенства в России: причины и пути решения // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: Реферативный журнал. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-regionalnogo-neravenstva-v-rossii-prichiny-i-puti-resheniya (дата обращения: 04.05.2023).
4. Бузин В.Н., Михайлова Ю.В., Бузина Т.С., Чухриенко И.Ю., Шикина И.Б., Михайлов А.Ю. Российское здравоохранение глазами населения: динамика удовлетворенности за последние 14 лет (2006-2019): обзор социологических исследований. Профилактическая медицина. 2020; 23(3):42-47. https://doi.org/10.17116/profmed20202303142
5. Бутова В.Г., Ковальский В.Л., Манашеров Т.О. Предпринимательская деятельность медицинских организаций (Практическое руководство). - М.: STBOOK, 2009. - С. 121-160
6. Варданян И.С. Исследование системы управления мотивацией персонала // Управление Персоналом. - 2005. - №15. - с. 58-63
7. ВОЗ. Доклад для Комиссии по социальным детерминантам здоровья: "Ликвидировать разрыв в течение жизни одного поколении". 2009. URL: // www. who.int/social_determinants.
8. Дьяченко В.Г. Качество в современной медицине. Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2007. 490 с.
9. Дьяченко С.В., Дьяченко В.Г. Современный мир взаимоотношений врача и пациента. Философские проблемы биологии и медицины. Сборник статей. МГМСУ им. А.И. Евдокимова, Московское философское общество. - Москва: Навигатор, 2015. - С. 42-45.
10. Дьяченко, С.В. Рыночные реформы, дегуманизация и кадровый кризис провинциальной медицины / С. В. Дьяченко, В. Г. Дьяченко, Ю. В. Кирик // Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. - 2022. - № 2(47). - С. 5-28. - EDN JFSIIZ.
11. Дьяченко, Т.В. Системный кризис провинциальной медицины :
12. монография / Т. В. Дьяченко, С. А. Литвинцева, В. Г. Дьяченко ; Дальневосточный государственный медицинский университет. - Хабаровск: ДВГМУ, 2020. - 452 с. - ISBN 978-5-85797-412-4.
13. Ефимов В. Московская агломерация. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. 2022. URL: https://www.mos.ru/news/item/90091073/?ysclid=lh8yd07hlx49522953
14. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. М., 2004, с. 170-173.
15. Здравоохранение РФ. Итоги 2022. МЗ РФ. 2023. URL: https://minzdrav.gov.ru/news/2023/04/24/20105-sostoyalos-rasshirennoe-zasedanie-kollegii-minzdrava-rossii
16. Зубаревич Н.В. Может ли вся страна жить как москвичи? - 2019. - 24 апреля. URL: https://www.youtube.com/wateh?v=cT1iUTJtkrY (Дата обращения: 18.04.2020.)
17. Иванов В.Н., Суворов А.В. Современные проблемы развития российского здравоохранения. // Проблемы прогнозирования. 2022. № 1(190). С. 45-54. БО!: 10.47711/0868-6351-190-45-54.
18. Иванова С. В. Междисциплинарность и системный подход как методологические основы исследования образовательного пространства // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnost-i-sistemnyy-podhod-kak-metodologicheskie-osnovy-issledovaniya-obrazovatelnogo-prostranstva (дата обращения: 02.05.2023).
19. Карпов О.Э., Махнев Д.А. Методика организации опросов пациентов для оценки удовлетворенности качеством медицинского обслуживания // Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н. И. Пирогова. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-organizatsii-oprosov-patsientov-dlya-otsenki-udovletvorennosti-kachestvom-meditsinskogo-obsluzhivaniya-sovremen (дата обращения: 25.04.2023).
20. Каткова И.П., Катков В.И. Экономический кризис и проблемы укрепления потенциала общественного здравоохранения России // ПСЭ. 2016. №2 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskiy-krizis-i-problemy-ukrepleniya-potentsiala-obschestvennogo-zdravoohraneniya-rossii (дата обращения: 04.05.2023).
21. Киселев В. Н., Нечаева Е. К. К вопросу о развитии междисциплинарных научных исследований в России // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2014. Т. 9 [Электронный ресурс]. URL: https://lexed.ru/ezhegodnik-rossiyskogo-obrazovatelnogo-zakonodatelstva/book/tom9/k-voprosu-o-razvitii-mezhdistsiplinarnykh-nauchnykh-issledovaniy-v-rossii/ (дата обращения: 02.11.2022).
22. Колесник В.И. Особенности применения системного подхода в управлении учреждениями здравоохранения // Крымский терапевтический журнал. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-sistemnogo-podhoda-v-upravlenii-uchrezhdeniyami-zdravoohraneniya (дата обращения: 02.05.2023).
23. Корнетов Н.А. Концепция клинической антропологии в медицине // Бюллетень сибирской медицины. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-klinicheskoy-antropologii-v-meditsine (дата обращения: 02.05.2023).
24. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью. Пер. с англ. М.1991.
25. Минакир П.А. Стратегия пространственного развития в интерьере концепций пространственной организации экономики // Пространственная экономика. - 2018. - № 4. - С. 8-20.
26. Мотрич Е.Л., Молодковец Л.А. О формировании населения и трудовых ресурсов на Дальнем Востоке России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. - Т. 12, № 1. - С. 53-69. DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.3
27. Новосёлова Е.Н. Снижение уровня бедности как способ повышения эффективности системы здравоохранения в России. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2020;26(2):111-129. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-2-111-129
28. Плугарь Е.В., Растригина О.В. Регуляторная политика в стимулировании взаимодействия участников рынка медицинских услуг // Дискуссия. 2020. №2 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulyatornaya-politika-v-stimulirovanii-vzaimodeystviya-uchastnikov-rynka-meditsinskih-uslug (дата обращения: 02.05.2023).
29. Прокапало О.М., Бардаль А.Б., Исаев А.Г., Мазитова М.Г., Суслов Д.В. Экономическая конъюнктура в Дальневосточном федеральном округе в 2018 г. // Пространственная экономика. 2019. - № 2. - С. 110-149. DOI: 10.14530/se.2018.2.110-149
30. Решетников А.В. с соавт. Концептуальные подходы к подготовке специалистов в области управления здравоохранением / А.В. Решетников, Г.П. Сквирская, Л.Е. Сырцова и др. // Здравоохранение Российской Федерации. - 2013. - № 6. - С.9-15.
31. Стародубов В.И., Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России: пробле-мы и решения. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2015;1:12-27.
32. Трутнев Ю. "Юрий Трутнев: главная задача глав регионов - принять все необходимые меры для повышения уровня жизни людей. 23 января 2023. URL: https://erdc.ru/
33. Улумбекова Г.Э. Анализ расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделу "Здравоохранение" на 2022 г. и на плановый период 2023-2024 гг. // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. Т. 7, № 4. С. 7-15. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2021-7-4-7-15.
34. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России 2022-2023 гг.: неотложные меры в условиях особого положения в экономике и социальной сфере. Проблемы и предложения. Версия от 08.04.2022 // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2022. Т. 8, № 2. С. 4-21. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2022-8-2-4-21
35. Улумбекова Г.Э., Худова И.Ю. Технологии организации медицинской помощи во время и после эпидемии COVID-19 // ОРГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. 2020. №4 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-organizatsii-meditsinskoy-pomoschi-vo-vremya-i-posle-epidemii-covid-19 (дата обращения: 25.04.2023).
36. Холявко А.В. В России стало больше бедных // Ведомости . 2019 .29 .07 . URL: https://www .vedomosti .ru/economics/articles/2019/07/29/807554-v-rossii-bolshe- bednih (дата обращения: 09 .10 .2019) .
37. Шангареева З.С. Здоровье и здравоохранение в социальном государстве // ВЭПС. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-i-zdravoohranenie-v-sotsialnom-gosudarstve (дата обращения: 04.05.2023).
38. Швец Ю. Ю. Зарубежный опыт обеспечения качества медицинских услуг // Транспортное дело России. 2016. № 6. С. 51-52.
39. Bikus A., Esipova N. Pre-Pandemic, Most Russians Unhappy With Healthcare. URL: https://news.gallup.com/poll/312215/pre-pandemic-russians-unhappy-healthcare.aspx
40. Cassels Andrew, Dodd Rebecca, Shibuya Kenji. et al. ЦРТ. Здоровье и Цели тысячелетия в области развития. ВОЗ; Женева: 2005. URL: www.whodc.mednet.ru/ru/component/ attachments/download/66.htm/l (дата обращения 03.04.2020).
41. Citizens don't expect national economies to recover anytime soon. URL: https://www.ipsos.com/en/local-economic-recovery-wef-ipsos-global-advisor-survey
42. de Crupp? W, Geraedts M. Hospital choice in Germany from the patient's perspective: a cross-sectional study. BMC Health Serv Res. 2017;17(1):720. Published 2017 Nov 13. doi:10.1186/s12913-017-2712-3
43. De Maeseneer J et al. (2007). Primary health care as a strategy for achieving equitable care. Paper prepared for the Health Care Systems Knowledge Network of the Commission on Social Determinants of Health. Geneva, World Health Organization.
44. Fekri O, Macarayan ER, Klazinga N. Оценка эффективности систем здра-воохранения в Европейском регионе ВОЗ: какие сферы и показатели используют государства-члены при проведении измерений? (Сводный доклад №55 Сети фактических данных по вопросам здоровья (СФДЗ). Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ; 2018.
45. Global Health Service Monitor 2020. URL: https://www.ipsos.com/en/global-health-service-monitor-2020
46. Global Reference List of 100 Core Health Indicators (plus health-related SDGs). Geneva: World Health Organization. 2018. . URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/259951/WHO-HIS-IER-GPM-2018.1-eng.pdf?sequence=1&isAllowed=y
47. Krueger R.A. Developing Questions for Focus Groups: Focus Group Kit. Thousand Oaks: Sage Publications, 1998. Vol. 3.
48. Miller L.J., Lu W. These are the economies with the most (and least) efficient health care // Bloomberg . 2018 .19 .09 . URL: https://www .bloomberg .com/news/ articles/2018-09-19/u-s-near-bottom-of-health-index-hong-kong-and-singapore-at-top (accessed: 10 .09 .2019) .
49. Shock to the system: COVID-19's long-term impact on the NHS [Electronic resource]. URL: https://www.health. org.uk/news-and-comment/blogs/shock-to-the-system-covid-19s-long-term-impact-on-the-nhs
50. What will be the impact of the COVID-19 pandemic on healthcare systems? // Deloitte [Electronic resource]. URL: https://www2.deloitte.com/fr/fr/pages/covid-insights/ar-ticles/impact-covid19-healthcare-systems.html
51. WHO. Pathways to health system performance assessment: a manual to con-ducting health system performance assessment at national or subnational lev-el. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe; 2012. http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0005/169412/e96512-Eng. pdf?ua=1
52. Zhang JH, Peng X, Liu C, Chen Y, Zhang H, Iwaloye OO. Public satisfaction with the healthcare system in China during 2013-2015: a cross-sectional survey of the associated factors. BMJ Open. 2020;10(5):e034414. Published 2020 May 27. doi:10.1136/bmjopen-2019-034414.

Аннотация:

Проведен анализ публикаций по вопросам доступности, качества и безопасность медицинских услуг и их соотношение с социально-экономическим статусом потребителей. Программа исследования включал в себя оценки экспертов Росстата, ВОЗ, Всемирного банка, Агентства Блумберг и др., а также публикации о результатах массовых опросов общественного мнения для выявления ключевых факторов влияющих на удовлетворенность пациентов качеством потребляемых медицинских услуг. Основными причинами неудовлетворенности пациентов отечественной медициной является её хроническое недофинансирования и кадровый кризис.

Авторы:

Дьяченко В.Г.

Издание: Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России
Год издания: 2023
Объем: 1с.
Дополнительная информация: 2023.-N 2.-С.1-1. Библ. 52 назв.
Просмотров: 16

Рубрики
Ключевые слова
агентство
анализ
банки
безопасности
блумберг
влияющие
вопрос
восток
всемирная
выявление
дальний
доступности
доступность
здоровье
здоровья
здравоохранение
здравоохранения
использования
исследование
исследования
кадрами
кадровый
качества
качество
ключ
контроль
край
кризис
лечения
массовое
медицин
медицинская
медицинские
медицинской
мнения
мониторинг
население-учреждения
населения
недофинансирования
нужд
обеспечение
общественного
опрос
основной
отечественные
отношения
оценка
пациент
планирование
показатели
помощи
помощь
популяции
потребителей
потребители
потребности
причина
проблемы
проведения
программ
программы
процесса
публикации
региональные
результата
ресурсы
слова
служб
службы
соотношение
состояния
социальная
социальные
социологический
социоэкономические
статус
удовлетворенность
управление
условия
услуг
услуги
фактор
факторы
финансирование
хабаровский
хроническая
эксперты
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.147.205.19)
Яндекс.Метрика