Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РАЗЛИЧНЫХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ И ИХ СВЯЗЬ С СОСТОЯНИЕМ УПРАВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИЙ МОЗГА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ


Аннотация:

Управляющие функции мозга (УФ) играют очень важную роль в различных аспектах развития ребенка, осуществляя контроль когнитивных процессов и поведения. Развитие речи также является одной из важнейших задач дошкольного детства и важным предиктором успешности обучения в школе. Как классические, так и современные исследования подчеркивают наличие связи между этими функциями. С целью исследования данной связи было проведено сравнительное нейропсихологическое исследование детей 5—6 (n=61, средний возраст — 5.67±0.33 лет) и 6—7 лет (n=117, средний возраст — 6.67±0.29 лет) с дополнительной оценкой речевой функции и ее компонентов (фонематическое восприятие, слухоречевая память, серийная организация моторной программы, лексический и грамматический уровни, планирование высказывания). Были обнаружены возрастные различия по ряду параметров: объем слухоречевой памяти (р<0.002), лексическое (р=0.031) и грамматическое (р=0.008) оформление речи, планирование высказывания (р<0.001), понимание логико-грамматических конструкций (р<0.001). Связь речевой системы с уровнем развития УФ нарастает с возрастом от 5—6 к 6—7 годам и особенно заметна для различных сторон связной речи (планирование высказывания, его грамматическое и в меньшей степени — лексическое оформление), слухоречевой памяти и вербально-логического мышления; для процессов фонематического восприятия, серийной организации моторной программы и понимания логико-грамматических конструкций эта связь выражена меньше и касается только отдельных показателей, но также присутствует. Данные исследования могут использоваться для эффективного планирования программы развития и коррекции речи в старшем дошкольном возрасте с опорой на формирование процессов произвольной регуляции, а также для развития процессов планирования и контроля с учетом необходимости работы при этом также и с различными компонентами речевой системы.

Авторы:

Захарова М.Н.
Агрис А.Р.

Издание: Физиология человека
Год издания: 2023
Объем: 10с.
Дополнительная информация: 2023.-N 3.-С.42-51. Библ. 25 назв.
Просмотров: 14

Рубрики
Ключевые слова
аспекты
вербальное
возраст
возрастные
восприятие
выражение
гибкая
года
головной
грамматика
данные
данных
детей
детства
деятельность
динамика
дополнительные
дошкольники
дошкольные
задач
игровая
исследование
классическая
ключ
когнитивная
компонент
конструкция
контроль
коррекция
лексика
лексический
лексическом
лет
логика
мозг
мозга
моторная
мышление
наличия
нейропсихологические
нейропсихология
необходимости
обнаружение
обучение
объем
одного
организации
особый
отдельные
оформление
оценка
памяти
память
параметр
педиатрия
планирование
поведение
показатели
предикторы
проведения
программ
произвольная
процесс
работа
рабочая
развитие
различие
различный
различными
ребенка
регуляции
речевая
речи
роль
ряда
связей
серийное
систем
слова
слухоречев
слухоречевая
современная
состояние
сравнительная
среднего
старше
степени
тормозной
управляющая
уровни
уфа
учет
фонематического
формирование
функции
целью
школа
эффективный
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.222.20.30)
Яндекс.Метрика