Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ "ПЕРЕРАБОТКИ" МЕТАФОРИЧЕСКОГО СМЫСЛА ИЗОБРАЖЕНИЙ В ОРИГИНАЛЬНЫЕ НАЗВАНИЯ
Аннотация:
В данной работе были исследованы особенности связанных с событием потенциалов (ССП) при придумывании подростками названий к разным по содержанию и стилистике художественным изображениям. В двух исследованиях приняли участие 36 подростков (16 м: 20 ж, средний возраст: 15.9±1.1 лет). В качестве стимульного материала использовали изображения из категорий — "карикатуры", "сюжетные зарисовки" и "живопись". Задача придумывать названия к работам современных художников, содержащих метафоры и символы, а именно: к "сюжетным зарисовкам" и "карикатурам" рассматривалась, как конвергентная творческая задача, тогда как работа с изображениями из категории "живопись" — как более открытая, дивергентная творческая задача. При придумывании названий к "сюжетным зарисовкам" в сравнении с "карикатурами" амплитуда ССП на интервалах 116—208 и 492—656 мс была больше в теменно-затылочных и лобных, центральных, теменных областях левого полушария, соответственно. Во втором исследовании, при придумывании названий к изображениям в авторском стиле по сравнению с реалистичными изображениями этого же художника — различия ССП были выявлены в затылочных областях (152—264 мс), лобных и затылочных областях билатерально (308—440 мс) и лобных, височных, центральных и теменных областях с акцентом в левом полушарии (544—600 мс). Поздняя положительная волна, выявленная в двух исследованиях (с латентностью 492—656 мс в сравнении "сюжетные зарисовки" vs "карикатуры" и 544—600 мс в сравнении "авторский стиль" vs реалистичные изображения) может быть связана с извлечением и анализом метафорического смысла и символов изображений для создания вербальной интерпретации (придуманного названия). Только при выполнении конвергентной творческой задачи (тесно связанной с интерпретацией замысла художника) нахождение ответа сопровождалось меньшей амплитудой поздних различий на интервале 1300—1650 мс (за более чем 1500 мс до момента обозначения нахождения ответа), тогда как значимых различий между нахождением и отсутствием ответа во втором исследовании выявлено не было. В условиях единой инструкции, авторы предположили, что в первом исследовании нахождение ответа сопровождалось более выраженным процессом сличения/сопоставления собственных идей с неким искомым (заложенным художником) смыслом, что выражалось в поздних отличиях между условиями нахождения и отсутствия ответа, тогда как во втором исследовании, в условиях дивергентной задачи — процесс сличения собственного и заложенного смысла был выражен слабее и не отразился в ряде поздних отличий.
Авторы:
Нагорнова Ж.В.
Издание:
Физиология человека
Год издания: 2023
Объем: 15с.
Дополнительная информация: 2023.-N 3.-С.52-66. Библ. 76 назв.
Просмотров: 14