Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ "ПЕРЕРАБОТКИ" МЕТАФОРИЧЕСКОГО СМЫСЛА ИЗОБРАЖЕНИЙ В ОРИГИНАЛЬНЫЕ НАЗВАНИЯ


Аннотация:

В данной работе были исследованы особенности связанных с событием потенциалов (ССП) при придумывании подростками названий к разным по содержанию и стилистике художественным изображениям. В двух исследованиях приняли участие 36 подростков (16 м: 20 ж, средний возраст: 15.9±1.1 лет). В качестве стимульного материала использовали изображения из категорий — "карикатуры", "сюжетные зарисовки" и "живопись". Задача придумывать названия к работам современных художников, содержащих метафоры и символы, а именно: к "сюжетным зарисовкам" и "карикатурам" рассматривалась, как конвергентная творческая задача, тогда как работа с изображениями из категории "живопись" — как более открытая, дивергентная творческая задача. При придумывании названий к "сюжетным зарисовкам" в сравнении с "карикатурами" амплитуда ССП на интервалах 116—208 и 492—656 мс была больше в теменно-затылочных и лобных, центральных, теменных областях левого полушария, соответственно. Во втором исследовании, при придумывании названий к изображениям в авторском стиле по сравнению с реалистичными изображениями этого же художника — различия ССП были выявлены в затылочных областях (152—264 мс), лобных и затылочных областях билатерально (308—440 мс) и лобных, височных, центральных и теменных областях с акцентом в левом полушарии (544—600 мс). Поздняя положительная волна, выявленная в двух исследованиях (с латентностью 492—656 мс в сравнении "сюжетные зарисовки" vs "карикатуры" и 544—600 мс в сравнении "авторский стиль" vs реалистичные изображения) может быть связана с извлечением и анализом метафорического смысла и символов изображений для создания вербальной интерпретации (придуманного названия). Только при выполнении конвергентной творческой задачи (тесно связанной с интерпретацией замысла художника) нахождение ответа сопровождалось меньшей амплитудой поздних различий на интервале 1300—1650 мс (за более чем 1500 мс до момента обозначения нахождения ответа), тогда как значимых различий между нахождением и отсутствием ответа во втором исследовании выявлено не было. В условиях единой инструкции, авторы предположили, что в первом исследовании нахождение ответа сопровождалось более выраженным процессом сличения/сопоставления собственных идей с неким искомым (заложенным художником) смыслом, что выражалось в поздних отличиях между условиями нахождения и отсутствия ответа, тогда как во втором исследовании, в условиях дивергентной задачи — процесс сличения собственного и заложенного смысла был выражен слабее и не отразился в ряде поздних отличий.

Авторы:

Нагорнова Ж.В.
Галкин В.А.
Шемякина Н.В.

Издание: Физиология человека
Год издания: 2023
Объем: 15с.
Дополнительная информация: 2023.-N 3.-С.52-66. Библ. 76 назв.
Просмотров: 14

Рубрики
Ключевые слова
vs
авторский
акцентуация
амплитуда
анализ
билатеральная
болеющие
большая
бытовые
вербальное
визуальный
височный
возраст
волна
второй
выполнение
выявленная
данных
диджорджи
единый
живопись
задач
зал
затылочная
извлечение
изображение
инструкции
интервал
интерпретация
иска
исследование
исследования
карикатуры
категории
категориям
качества
ключ
латентность
левого
лет
лобная
материал
метафора
момент
названия
нейрофизиологические
нейрофизиология
областей
особенности
ответ
открытого
отличия
отсутствие
педиатрия
первая
подростки
подростковая
поздние
положительные
полушарий
полушария
потенциал
процесс
работа
различие
разным
ряда
связанные
связей
символы
слова
смысл
собственно
события
современная
содержание
содержащая
создание
сопоставление
способности
сравнение
среднего
стиль
стимула
творческие
творчество
теменная
условия
участие
физиология
характеристика
центральная
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.12.152.102)
Яндекс.Метрика