Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Аннотация:
Специальная тема выпуска: Проблемы современной психометрической диагностики. В психодиагностике выделяются два методических подхода: психометрический и клинический. До относительно недавнего времени, как отмечала в 2012 г. профессор Жанна Марковна Глозман, психометрический подход был характерен для большинства зарубежных методик, а клинический — для отечественных. Однако материалы рубрики «Психодиагностика» нашего журнала за последние несколько лет свидетельствуют о том, что психометрический подход в отечественной психодиагностике быстро развивается и становится преобладающим. На наших глазах происходит существенное повышение качества публикаций в этом направлении и начинается формирование четких и достаточно высоких психометрических стандартов разработки и адаптации новых методик диагностики. Статьи данного выпуска в полной мере демонстрируют эту тенденцию и представляют вниманию отечественных психологов шесть новых психодиагностических методик. В работе А.А. Золотаревой представлена русскоязычная адаптация шкалы тяжести киберхондрии (Cyberchondria Severity Scale-12, CSS-12) как склонности к чрезмерному и повторяющемуся поиску в Интернете информации о симптомах различных заболеваний. Конфирматорный факторный анализ позволил выявить бифакторную структуру русскоязычной версии CSS-12, включающую общий фактор киберхондрии и четыре специфических фактора: 1) компульсивности, или склонности прерывать повседневную деятельность из-за онлайн-поисков; 2) дистресса, или негативных эмоциональных последствий поискового поведения; 3) чрезмерности, или повторных поисков, связанных с информацией о здоровье; 4) неуверенности, или потребности в медицинских консультациях после онлайн-поисков. Подтверждены надежность и конвергентная валидность шкалы киберхондрии, что делает ее ценным инструментом для исследования этого феномена. В работе А.Д. Наследова, Л.О. Ткачевой и С.А. Мирошникова представлен конфирматорный подход к анализу разработанной авторами ранее шкалы аутизма для быстрого выявления (скрининга) риска развития аутизма у детей 3-4 лет с точностью более 85%. Сорок бинарных пунктов шкалы образуют четыре фактора (субшкалы), по которым дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) отличаются от детей без РАС. Применен «пакетный» подход, подразумевающий объединение (парцелляцию) пунктов, входящих в один фактор, в несколько пакетов пунктов, позволяющий «усилить» исходные измерения от бинарных к количественным. Исходное предположение о «векторной» структуре симптомов РАС, свойственной и для детей без РАС, с меньшей выраженностью этих симптомов, не подтвердилось. Однако наличие выделенных векторов подтверждено для разных частей выборки детей с РАС: мальчиков и девочек, детей 3 и 4 лет. С учетом полученных результатов обработка данных по скрининговым шкалам реализована в онлайн-скрининге, доступном по адресу: https://ras.testpsy.net/. Статья Д.С. Шумской, А.В. Трусовой и А.О. Кибитова посвящена разработке и оценке психометрических свойств краткой русскоязычной версии шкалы импульсивности Барратта (BIS-И), позволяющей измерять импульсивность в трехфакторной структуре — моторную импульсивность, импульсивность внимания и импульсивность планирования. В результате применения эксплораторного, а затем конфирматорного факторного анализа авторам удалось убедительно подтвердить трехфакторную структуру русскоязычной версии шкалы импульсивности, состоящую из четырнадцати утверждений. Эта версия шкалы может использоваться как с исследовательскими, так и с практическими целями, расширяя знания об импульсивности как о многофакторном конструкте. В статье Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой и М.Г. Сороковой представлены результаты стандартизации опросника «Климат в классе» — модификации русскоязычной версии опросника «Школьный климат». Эксплораторный факторный анализ данных опроса 2543 школьников позволил выявить шестишкальную структуру опросника, факторная валидность которой была подтверждена при помощи конфирматорного факторного анализа. Шкалы опросника позволяют оценить следующие аспекты климата в классе: «Поддерживающий учитель», «Сотрудничество с одноклассниками», «Организация работы в классе», «Соперничество с одноклассниками», «Давление школьной среды», «Вовлеченность одноклассников в учебу». Подтверждены надежность шкал по внутренней согласованности пунктов, их конвергентная и дифференциальная валидность. Опросник может быть рекомендован школьным психологам для применения в практике психолого-педагогического сопровождения разных групп школьников. Работа Я.С. Лякиной, А.А. Фёдорова и А.Р. Тео представляет адаптацию русскоязычной версии «25-пунктного опросника хикикомори», недавно разработанного А. Тео с коллегами и прошедшего успешную адаптацию в Японии .и другие статьи
Авторы:
Наследов А.Д.
Издание:
Психология.Журнал Высшей школы экономики
Год издания: 2023
Объем: 4с.
Дополнительная информация: 2023.-N 2.-С.173-176. Библ. 0 назв.
Просмотров: 14