Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА И ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ ШКАЛЫ АУТИЗМА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ: АНАЛИЗ БИНАРНЫХ ДАННЫХ


Аннотация:

В статье представлен конфирматорный подход к анализу разработанной авторами ранее шкалы аутизма для быстрого выявления (скрининга) риска развития аутизма у детей 3-4 лет с точностью более 85% (Nasledov et al., 2021; Наследов и др., 2022). 40 бинарных пунктов шкалы образуют 4 фактора (субшкалы), по которым дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) отличаются от детей без РАС: «Эмоциональные нарушения», «Сенсорные нарушения», «Нарушения коммуникации», «Расторможепность». При разработке шкалы мы исходили из предположения, что можно выделить «вектора аутизма», каждый из которых — континуум, на одном полюсе которого — условная норма, на другом — яркое проявление соответствующего симптома РАС. Целью данного исследования являлась проверка структурной и измерительной эквивалентности четырехфакторной модели шкалы относительно разных частей выборки: детей с РАС и без РАС, мальчиков и девочек, детей 3 и 4 лет. Выборку составили 828 детей, из них 294 ребенка с РАС, остальные — дети без установленного диагноза (Норма) и дети с задержкой психического развития (ЗПР). Применен «пакетный» подход, подразумевающий объединение (парцелляцию) пунктов, входящих в один фактор, в несколько пакетов пунктов и позволяющий «усилить» исходные измерения от бинарных к количественным. Инвариантность измерительной модели проверялась с использованием мультигруппового конфир-маторного факторного анализа. Эквивалентность факторной структуры не подтвердилась для выборок детей с РАС и без РАС. Но для детей с РАС подтвердилась структурная и измерительная эквивалентность четырехфакторной модели для выборок мальчиков и девочек и детей в возрасте 3 и 4 лет. Наше исходное предположение о «векторной» структуре симптомов РАС, свойственной и для детей без РАС, с меньшей выраженностью этих симптомов, не подтвердилось. Наличие выделенных векторов подтверждено только для разных частей выборки детей с РАС.

Авторы:

Наследов А.Д.
Ткачева Л.О.
Мирошников С.А.

Издание: Психология.Журнал Высшей школы экономики
Год издания: 2023
Объем: 20с.
Дополнительная информация: 2023.-N 2.-С.191-210. Библ. 25 назв.
Просмотров: 13

Рубрики
Ключевые слова
авторский
анализ
аутизм
аутистический
бинарные
болеющие
быстрого
вектор
возраст
входной
выбор
выборка
выделение
выявление
данные
данных
детей
дети
детский
детства
диагноз
диагностические
дошкольники
другому
задержка
измерение
измеритель
инвариантный
использование
исследование
исход
ключ
количественная
коммуникации
континуум
краткая
лет
мальчик
модели
мульти
наличия
нарушения
наследования
нескольким
норма
образ
объединение
одного
относительная
оценка
оценки
пакет
пара
подход
поза
полюс
применения
проверка
процесс
процессы
проявление
психиатрической
психиатрия
психическая
психические
психического
психологические
психология
психометрия
психопедиатрия
пункт
развитие
разработка
расстройств
расстройства
ребенка
риск
риска
свойства
симптом
скрининг
слова
состав
социальная
спектр
статуса
статьи
структур
структурная
субшкале
тесты
точная
условные
фактор
факторный
целью
частей
четыре
шкала
эквивалентность
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.14.251.103)
Яндекс.Метрика