Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Генетические предпосылки дислексии и дисграфии у детей


Аннотация:

Обзор посвящен одной из актуальных проблем педиатрической неврологии — нарушению чтения и письма у детей в рамках парциального нарушения развития. С развитием нейронаук парадигма «повреждения мозга» в понимании ряда патологических состояний сменилась концепцией «эволюционной неврологии». Доминирование онтогенетического подхода обусловило появление нового раздела в МКБ-11 — «Расстройства нейро-психического развития». Выделен 21 ген, сопряженный с приобретением навыков чтения и письма. Современные исследования демонстрируют связь нейропсихологических предпосылок нарушений чтения и письма, клинических фенотипов дислексии с изменениями в конкретных локусах. Предполагается, что имеются различные молекулярно-генетические основы дислексии и дисграфии в зависимости от этнической принадлежности, орфографических особенностей языка, в том числе логографических. Имеющаяся у ряда генов плейотропность обусловливает коморбидность нарушения чтения и письма с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, специфическим нарушением артикуляции речи, дискалькулией. Ключевой функцией многих из выделенных генов является их участие в процессах нейрогенеза. Их дисфункции обусловливают атипичную миграцию нейронов, образование эктопий, неадекватный рост аксонов и ветвления дендритов на раннем этапе развитая мозга. Морфологические изменения могут искажать правильное распространение и/или интеграцию языковых стимулов в критических областях мозга, что приводит к нарушениям в фонологии, семантике, правописании и обшем понимании прочитанного. Полученные знания могут быть основой для разработки моделей риска формирования дисграфии и дислексии и использоваться в качестве диагностического и/или скринингового инструмента, что является важным для обоснованной коррекции, оптимизации академических результатов и смягчения психосоциальных последствий.

Авторы:

Калашникова Т.П.
Сатюкова М.О.
Анисимов Г.В.
Каракулова Ю.В.

Издание: Журнал неврологии и психиатрии им.С.С.Корсакова
Год издания: 2023
Объем: 5с.
Дополнительная информация: 2023.-N 5.-С.48-52. Библ. 44 назв.
Просмотров: 28

Рубрики
Ключевые слова
академия
аксонов
акты
артикуляция
атипичная
болезни
бытовые
ветвей
внимание
выделение
ген
генетическ
генетическая
генов
гиперактивности
дендриты
детей
дети
дефицит
диагностическая
дисграфия
дискалькулия
дислексия
дисфункции
доминирование
зависимости
знание
изменение
инструмент
интеграция
иска
исследование
качества
клиническая
ключ
коморбидность
конкретный
коррекция
критическая
локус
миграции
мкб-11
модели
мозга
молекулярно-генетические
морфологическая
навыкам
нарушения
неадекватный
неврологи
нейрогенез
нейронауки
нейроновые
нейропсихические
нейропсихологические
нервная
новые
обзор
областей
образование
одного
онтогенетический
оптимизация
основа
особенности
парадигма
парциального
патологическая
педиатрическое
письма
плейотропность
подход
пола
последствие
правильная
право
предпосылка
предпосылки
предрасположенность
принадлежности
приобретение
проблема
процесс
прочие
психоневрология
психосоциальная
развитие
развития
раздел
различный
разработка
рамки
раннего
распространение
расстройств
расстройства
результата
речи
риск
рост
ряда
связей
семантика
синдромы
скрининговые
слова
смены
смягчение
современная
сопряженный
состояние
специфическая
стимула
участие
фенотип
фоновое
формирование
функции
число
чтения
эктопия
этап
этнические
языка
языковая
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.119.118.206)
Яндекс.Метрика