Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Информированность студентов медицинского вуза о расстройствах аутистического спектра
Аннотация:
Актуальность. Уровень информированности будущих врачей — важный фактор, способный в дальнейшем повлиять на качество жизни детей с расстройствами аутистического спектра. Проблема имеет как научное значение в силу отсутствия подобных исследований в отечественной науке, так и практическое значение для определения проблемных зон в системе педиатрического воспитания. Цель. Выявить уровень информированности студентов педиатрических факультетов о расстройствах аутистического спектра, методах их диагностики и лечения, технологиях немедицинского вмешательства. Материал и методы исследования. Была разработана анкета, направленная на выявление информированности студентов-медиков об аутизме, способах его диагностики, маршрутизации пациентов и самооценке знаний. В анкете было 29 вопросов, которые условно можно разделить на блоки: вопросы на знание об аутизме, сценарии действий и маршрутизации, самооценка информированности о расстройствах аутистического спектра, оценка компонентов среды для детей с такими расстройствами, паспортичка; сбор данных осуществляли через Google-формы. В опросе приняли участие 408 студентов педиатрических факультетов 7 российских медицинских вузов Казани, Ярославля, Нижнего Новгорода, Красноярска, Иркутска, Ижевска, Кирова. Опрос проводили в декабре 2020 г. Тип исследования можно определить как анкетный опрос, который осуществляли в два этапа (полевой и аналитический) с декабря 2020 г. по март 2021 г. Анкетирование проводили среди студентов 1-4-го курсов (144 человека), 5-го курса (116 человек) и 6-го курса (125 человек). Выделение подгрупп обусловлено спецификой учебного процесса: до второго семестра 4-го курса студенты-педиатры не изучают дисциплины, связанные с проблемой расстройств аутистического спектра, студенты 5-го курса осваивают неврологию и психиатрию, студенты 6-го курса дополнительно к этому имеют опыт поликлинической практики. Полученные данные обработаны с помощью пакета SPSS. Результаты. Официально принятую в России на момент проведения опроса медицинскую трактовку расстройств аутистического спектра как группы комплексных дезинтегративных нарушений психического развития указала лишь треть (32,8%) опрошенных студентов-медиков. Другая часть респондентов (28,7%) считает аутизм генетическим нарушением развития нервной системы из-за отсутствия ингибирования определённых генов. Озабоченность вызывает высокая доля студентов (21,1%), определяющих аутизм как задержку психического развития, связанную с социально-педагогической запущенностью. Студенты старших курсов чаще давали более релевантные ответы о факторах расстройств аутистического спектра (%2=22,318 при р=0,034). Лишь 14,2% студентов смогли указать возраст ребёнка для скрининга риска таких расстройств, 19,1% правильно назвали шкалу, используемую для скрининга. О немедицинских вмешательствах при расстройствах аутистического спектра не знают 71,3% студентов, более 90% не обладают информацией об учреждениях, в которые могут обратиться семьи с ребёнком с аутизмом за профессиональной помощью. Вывод. Выявлена недостаточная информированность студентов педиатрических факультетов по проблемам расстройств аутистического спектра, вопросам скрининга, вмешательств и маршрутизации детей с аутизмом.
Авторы:
Мухарямова Л.М.
Издание:
Казанский медицинский журнал
Год издания: 2023
Объем: 10с.
Дополнительная информация: 2023.-N 3.-С.416-425. Библ. 21 назв.
Просмотров: 18