Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Роль эмоционально-стрессовой психотерапии при декомпенсации оппозиционно-вызывающего расстройства у детей, проявляющейся в форме деструктивного поведения и/или патохарактерологических протестных реакций (клинический случай)
Аннотация:
Поведение детей с оппозиционно-вызывающим расстройством (ОВР) носит прежде всего манипулятивный характер. Традиционно, психотерапия при расстройствах поведения у детей сводится преимущественно к когнитивной терапии родителей. Однако, практика показывает, что в случаях длительно существующей декомпенсации ОВР, проявляющейся грубым деструктивным поведением, родители уже не способны выполнить данные рекомендации, полностью дискредитировав себя, как воспитателей. В связи с этим, остро встаёт вопрос поиска быстроэффективного безопасного метода терапии этих состояний. Методы. В работе описаны теоретические предпосылки эмоционально-стрессовой психотерапии (ЭСП), показания и противопоказания к её применению у детей, обосновывается её безопасность и эффективность, приводится последовательность действий терапевта; предлагается дозированное использование тех или иных техник ЭСП в зависимости от специфики и выраженности симптоматики, степени эгодистонности ребёнка в плане лечения, его возраста, пола, увлечений. Приводятся конкретные вербальные и психодраматические эмоционально-стрессовые техники. Результаты. На примере клинического случая представлен вариант быстрого высокоэффективного лечения шестилетней девочки с затяжной декомпенсацией ОВР, проявляющейся деструктивным поведением на фоне выраженной созависимости с матерью. Стойкий эффект от терапии прослежен катамнестически в течение двух лет. Обсуждение. Автор полагает, что у детей с ОВР одним из методов лечения может выступать ЭСП, применяемая в структуре интегративной психотерапии, поскольку длительно сохраняющаяся выраженная декомпенсация ОВР, проявляющаяся грубым деструктивным поведением, неизбежно приводит к социальной дезадаптации ребёнка и усугублению семейных дисфункций. Быстрая и высокая эффективность метода обусловлена тем, что на фоне стрессового воздействия не успевают сработать патологические, выработанные стереотипы поведения, в результате чего становится возможным быстро создать новые, более экологичные для ребенка и родителя модели взаимодействия. Безопасность метода обусловлена управляемостью и кратковременностью действия стрессовых факторов. Заключение (Выводы). Высокая эффективность применения ЭСП в приведённом случае и хороший трансмиссионный эффект от неё были подтверждены клинически и экспериментально-психологически посредством двукратного тестирования матери ребёнка по методике Уайнхольда и шкале HADS до и после лечения, а значит, в работе представлены как объективные, так и субъективные данные, благодаря которым можно судить о хорошей эффективности применения ЭСП в описанном случае.
Авторы:
Шишков В.В.
Издание:
Психическое здоровье
Год издания: 2023
Объем: 11с.
Дополнительная информация: 2023.-N 5.-С.46-56. Библ. 33 назв.
Просмотров: 16