Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА ПОДРОСТКАМИ 11-16 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ С ЭКРАНА И С ЛИСТА


Аннотация:

Представлены результаты сравнительного исследования возрастной динамики понимания школьниками 11-16 лет бумажных и электронных текстов в процессе смыслового чтения. Выборку составили 712 учащихся V-IX классов шести российских общеобразовательных организаций. В ходе констатирующего эксперимента участники заполняли анкету, касающуюся чтения с экрана и с листа, и выполняли задания письменной диагностики на понимание повествовательного текста. Как показали результаты анкетирования, у школьников, проходивших опрос, не наблюдается ярко выраженного предпочтения бумажного или цифрового формата, хотя пятиклассники чаще, чем учащиеся из других параллелей, выбирали вариант «чтение с листа». Выявлена планомерная положительная динамика в уровне понимания текста при переходе в более старшие классы - от V к IX (р < 0,01). Однако во всех параллелях преобладает поверхностное понимание, о чем свидетельствует тот факт, что проблемы с определением и формулированием концепта текста (главного показателя понимания) в V-VI классах испытывают 80,6% учащихся, в VII—VIII - 73,3%, в IX - 57,3%. Подростки значимо лучше справлялись с заданиями на фактуальную информацию, чем на концептуальную (р < 0,01). В целом по выборке различия между читавшими с экрана и с листа были незначимыми (р > 0,05). Единственные значимые различия (р < 0,05) были обнаружены в V-VI классах: многие учащиеся лучше выделяли фактуальную информацию при работе с электронным текстом. Полученные данные позволяют заключить, что, хотя современные подростки достаточно успешно адаптируются к обоим форматам чтения, у большинства из них имеются серьезные проблемы в области читательской грамотности, относящиеся как к традиционному бумажному, так и к цифровому чтению, а это, в свою очередь, неизбежно отрицательно сказывается на учебно-познавательной деятельности на всех ступенях образования.

Авторы:

Миронова К.В.
Борисенко Н.А.
Шишкова С.В.

Издание: Вопросы психологии
Год издания: 2023
Объем: 13с.
Дополнительная информация: 2023.-N 1.-С.27-39. Библ. 20 назв.
Просмотров: 30

Рубрики
Ключевые слова
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.143.241.253)
Яндекс.Метрика