Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ДЕФИЦИТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Аннотация:
Раскрываются теоретико-методические основы изучения дефицитов психологической компетентности в профессионально-педагогической сфере как факторов неготовности к психологическому обеспечению педагогического процесса. Определяется возможность субъектно-деятельностного подхода к выделению дефицитов психологической компетентности педагогов с точки зрения включения в анализ, с одной стороны, психологической самоэффективности в различных направлениях педагогической деятельности, а с другой стороны - нормативных психологических критериев для оценки профессионально значимых качеств педагога. На основе исследования самооценки психологической компетентности педагогов в структуре профессиональной готовности определены три вида дефицитных ресурсов по различным направлениям профессиональной деятельности, связанных с недостатком или неполнотой использования профессионально значимых психологических качеств и умений. Организационно-деятельностные дефициты характеризуются нехваткой функциональных психологических навыков, единых представлений о нормативно заданном содержании психолого-педагогической компетентности в контексте инклюзивного образования, профессиональной самопрезентации и проектирования развития собственной психологической компетентности. Когнитивные дефициты связаны с научной неадекватностью системы понятий в области практической психологии образования, недооценкой значения психологии воспитания и развития личности в организации педагогического процесса. К мотивационно-смысловым дефицитам относятся недостаток гуманистической направленности, незаинтересованность в педагогической работе, связанной с тем, что установление диалогических отношений является вынужденной необходимостью. Выделены два противоположных типа дефицитарной психологической компетентности педагогов: конформный и манипулятивный. Данные типы различаются соотношением наличных ресурсов: при конформном типе дефицит критического мышления в области познания психологических закономерностей компенсируется устойчивыми психологическими навыками, надежностью использования психологических технологий, просоциальными установками; при манипулятивном типе эгоцентрическая направленность деятельности и отклонения от норм использования психологических технологий сочетаются с готовностью при решении педагогических проблем учитывать психологические факторы. Выраженность данных типов дефицитарной компетентности зависит от предметного содержания решаемых педагогом задач, уровня и адекватности психологической самоэффективности.
Авторы:
Пугачевский О.О.
Издание:
Вопросы психологии
Год издания: 2023
Объем: 13с.
Дополнительная информация: 2023.-N 1.-С.40-52. Библ. 17 назв.
Просмотров: 27