Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ДЕФИЦИТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ


Аннотация:

Раскрываются теоретико-методические основы изучения дефицитов психологической компетентности в профессионально-педагогической сфере как факторов неготовности к психологическому обеспечению педагогического процесса. Определяется возможность субъектно-деятельностного подхода к выделению дефицитов психологической компетентности педагогов с точки зрения включения в анализ, с одной стороны, психологической самоэффективности в различных направлениях педагогической деятельности, а с другой стороны - нормативных психологических критериев для оценки профессионально значимых качеств педагога. На основе исследования самооценки психологической компетентности педагогов в структуре профессиональной готовности определены три вида дефицитных ресурсов по различным направлениям профессиональной деятельности, связанных с недостатком или неполнотой использования профессионально значимых психологических качеств и умений. Организационно-деятельностные дефициты характеризуются нехваткой функциональных психологических навыков, единых представлений о нормативно заданном содержании психолого-педагогической компетентности в контексте инклюзивного образования, профессиональной самопрезентации и проектирования развития собственной психологической компетентности. Когнитивные дефициты связаны с научной неадекватностью системы понятий в области практической психологии образования, недооценкой значения психологии воспитания и развития личности в организации педагогического процесса. К мотивационно-смысловым дефицитам относятся недостаток гуманистической направленности, незаинтересованность в педагогической работе, связанной с тем, что установление диалогических отношений является вынужденной необходимостью. Выделены два противоположных типа дефицитарной психологической компетентности педагогов: конформный и манипулятивный. Данные типы различаются соотношением наличных ресурсов: при конформном типе дефицит критического мышления в области познания психологических закономерностей компенсируется устойчивыми психологическими навыками, надежностью использования психологических технологий, просоциальными установками; при манипулятивном типе эгоцентрическая направленность деятельности и отклонения от норм использования психологических технологий сочетаются с готовностью при решении педагогических проблем учитывать психологические факторы. Выраженность данных типов дефицитарной компетентности зависит от предметного содержания решаемых педагогом задач, уровня и адекватности психологической самоэффективности.

Авторы:

Пугачевский О.О.

Издание: Вопросы психологии
Год издания: 2023
Объем: 13с.
Дополнительная информация: 2023.-N 1.-С.40-52. Библ. 17 назв.
Просмотров: 23

Рубрики
Ключевые слова
адекватность
анализ
включениями
возможности
воспитание
выделение
готовности
данные
дефицит
дефицитный
деятельности
диалог
другому
единый
задания
задач
закон
значению
зрения
изучение
использование
исследование
качества
ключ
когнитивная
компетентность
конформных
критерии
критическая
личности
мании
мотивационная
мышление
навыкам
надежность
наличия
направлениях
направленность
научной
неадекватный
необходимости
неполные
нормативная
нормы
обеспечение
областей
образование
одного
определения
организации
организационная
основа
отклонение
отношение
оценка
педагог
педагогика
педагогический
подход
познания
понятий
практическая
предметные
представлений
проблема
проектирование
просо
против
профессиональная
процесс
психологи
психологическая
психология
работа
развитие
различие
различный
различными
ресурсами
решение
самооценка
связанные
связей
систем
слова
собственно
содержание
соотношение
структур
субъект
сфера
технология
типа
типов
типу
типы
точка
три
умения
уровни
установка
устойчивое
фактор
функциональная
характер
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.146.35.1)
Яндекс.Метрика