Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
СУПРУЖЕСКИЕ И СИБЛИНГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация:
В статье рассматривается проблема изменений, возникающих в семье в ответ на рождение ребенка с особенностями психофизического развития. Особое внимание обращено на реакцию со стороны супружеской подсистемы. Подчеркиваются различия в обычном протекании материнской и отцовской реакций, приводящие к определенным типам деформации семьи. Выдвигается предположение о том, что характер отношения нормотипичного ребенка к сиблингу с особенностями развития может быть связан с параметрами супружеского благополучия родителей. Приводятся данные исследования, проведенного на выборке семей, имеющих ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нормотипичного ребенка. Результаты исследования свидетельствуют о том, что сугубо эмоциональный компонент отношений, представленный как внутреннее переживание притяжения к объекту или отторжения его, остается независимым. Связь между характеристиками супружеской и сиблинговой подсистем обнаруживается на уровне проявленных отношений: озвучиваемых установок и поведенческих реакций. Делается вывод о том, что характер отношений в супружеской подсистеме задает тон общения и в подсистеме сиблингов. При сплоченности и согласованности между супругами, независимо от наличия между ними привязанности, нормотипичные дети склонны демонстрировать доброжелательность и заботиться о сиблингах с особенностями развития, при этом не имеет значения, является ли такое отношение искренним. Согласно способу организации взаимодействия внутри супружеской подсистемы выделены типы семей, воспитывающих ребенка с особенностями психофизического развития и нормотипичного ребенка, которые мы условно назвали «взаимоориентировнные», «гибкие» и «рассогласованные». Описаны их характеристики в случае наличия низкой или высокой эмоциональной привлекательности супруга. Полученные результаты могут быть использованы при работе психологов и социальных работников с семьями, воспитывающими детей с особенностями развития и нормотипичных детей, которые имеют проблемы в отношениях между собой.
Авторы:
Коженевская Е.Ю.
Издание:
Вопросы психологии
Год издания: 2023
Объем: 11с.
Дополнительная информация: 2023.-N 6.-С.53-63. Библ. 19 назв.
Просмотров: 19