Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ЭПИГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМ ОПЫТОМ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ
Аннотация:
Эпигенетические особенности - наличие специфических изменений, проявляющиеся в изменении состояния гена (например, активация или деактивация), которые являются следствием конкретных условий развития ребенка в критический период онтогенеза. Обзор посвящен описанию особенностей детей, обусловленных институализацией - их пребыванием вне семьи в тех или иных государственных учреждениях в ранний период развития. Сравниваются исследования, проведенные на детях, имеющих такой опыт, с работами, осуществленными на животных в особых экспериментальных ситуациях, в которых варьируются особенности материнской заботы. Описываются наиболее распространенные изменения состояния генов, обусловленные их активацией и деактивацией в результате метилирования и деметилирования в зависимости от социальных условий, в которых развивается ребенок. Показано, что у детей, имеющих опыт институализации, в наибольшей мере эти явления отмечаются в генах, ответственных за развитие мозга ребенка, генах, отвечающих за реагирование на стресс, и генах, связанных с активностью иммунной системы. У детей с опытом институализации выявлены более короткие теломеры (концевые участки хромосом), чем у детей, не имевших такого опыта. Известно, что длина теломер определяет некоторые аспекты состояния здоровья ребенка. Для психологов предлагается ряд возможных подходов в работе с детьми, имеющими опыт институализации.
Авторы:
Николаева Е.И.
Издание:
Вопросы психологии
Год издания: 2023
Объем: 13с.
Дополнительная информация: 2023.-N 1.-С.127-139. Библ. 69 назв.
Просмотров: 16