Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ЭЭГ-АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ


Аннотация:

Исследование направлено на оценку индивидуальных и возрастных особенностей функционального состояния различных отделов головного мозга и закономерностей их онтогенетических изменений на основе структурного анализа паттернов электроэнцефалограммы (ЭЭГ) в состоянии спокойного бодрствования у детей 5—7 лет. Обследовано 266 детей, которые были разделены на три возрастные группы: 1—5 лет (средний возраст 4.98±0.33), 2—6 лет (средний возраст 6.03±0.35) и 3—7 лет (средний возраст 6.85±0.22). Одним из показателей функционального созревания головного мозга являются характеристики альфа-ритма, регистрируемого преимущественно в затылочных областях. Выявлены существенные возрастные преобразования его параметров: представленность регулярного альфа-ритма с частотой 8—10 Гц нарастает от 5 к 7 годам. Встречаемость альфа-ритма сниженной частоты значимо уменьшается к 7 годам, а полиритмичного — к 6 годам. Эти изменения обусловлены происходящими на всем протяжении исследуемого возрастного периода усложнениями структурно-функциональной организации коры больших полушарий на клеточном уровне и совершенствованием ее взаимосвязей с подкорковыми структурами. Снижение случаев представленности высокоамплитудной электрической активности (ЭА) альфа-диапазона с признаками гиперсинхронии в каудальных отделах может свидетельствовать о созревании системы неспецифической активации ретикулярной формации ствола мозга от 5 к 7 годам. Возрастная динамика проявляется и в значимом снижении случаев представленности на ЭЭГ ЭА тета-диапазона, и в ее зональном распределении у детей от 5 к 7 годам. Такие изменения отражают процесс прогрессивного формирования функциональных связей между отдельными областями коры, а также корой и подкорковыми структурами, в частности таламо-кортикальными. Встречаемость ЭА альфа- (менее 5.0%) и бета-диапазона (около 13.0%), топографически представленные в передних отделах коры, значимо не различались с возрастом. В то же время генерализованная активность в виде волн разного частотного диапазона, характеризующая функциональное состояние преимущественно гипоталамических структур, встречается на ЭЭГ детей 7 лет достоверно чаще, чем в 5 лет. Возможно, такая динамика связана с повышенной реактивностью гипоталамо-гипофизарной системы в ответ на адаптационные стрессы, обусловленные переходом к систематическому обучению, и может рассматриваться как особенность данного возрастного периода. На фоне существенных перестроек функционирования мозга все его структуры становятся особенно чувствительными к высоким интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам, характерным для современных детей предшкольного возраста. Новизна данного исследования состоит в выявлении закономерностей, структуры и характера изменений ЭА головного мозга у нормотипичных детей 5—7 лет, что позволяет оценить функциональное состояние коры и регуляторных систем мозга. Результаты получены на большой выборке детей, растущих в современных социокультурных условиях, и могут стать ориентиром для формирования возрастных нормативов.

Авторы:

Комкова Ю.Н.
Сугробова Г.А.
Безруких М.М.

Издание: Российский физиологический журнал
Год издания: 2023
Объем: 21с.
Дополнительная информация: 2023.-N 7.-С.954-974. Библ. 57 назв.
Просмотров: 13

Рубрики
Ключевые слова
адаптация
активация
активность
альфа-ритм
альфа
анализ
бета1-гликопротеин
бодрствование
большая
взаимосвязи
возраст
возрастные
время
встречаемость
выборка
высокий
генерализация
гипоталамическая
года
голова
головной
групп
данных
детей
дети
диапазона
динамика
дошкольники
закон
затылочная
зональное
изменение
индивидуального
интеллектуальный
исследование
исследований
каудальное
клеточная
ключ
кора
коры
лет
мозг
мозга
нагрузка
направление
неспецифическая
новые
норматив
нормы
областей
обследования
обусловленные
обучение
одного
онтогенетический
организации
основа
особенности
особый
ответ
отдел
отдельные
оценка
параметр
паттернов
педиатрия
переднего
переход
период
повышенная
подкорковый
поза
показатели
пола
полушарий
преобразование
признаки
прогрессивные
процесс
проявления
разделение
различие
различный
распределение
реактивность
регистр
регулярный
регуляторные
результата
ретикулярная
ритмы
свидетельства
связей
систем
систематические
системы
слова
случаев
снижение
сниженной
совершенствование
современная
созревание
состояние
среднего
статьи
ствол
стрессоры
структур
структурная
таламокортикальной
топографическая
три
уровни
условия
факторы
физиология
фоновое
формация
формирование
функциональная
функциональные
функционирование
характер
характеристика
характерного
частная
частота
чувствительные
электрическая
электроэнцефалограмма
электроэнцефалография
эмоциональный
ээг
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.144.243.80)
Яндекс.Метрика