Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Критерии формирования тренинговых групп как прогностический маркер успешности психореабилитации


Аннотация:

Распространенность когнитивных нарушений, их резистентность к протоколу психофармакологического вмешательства, индуцирующее вторичную тревогу влияние, пролонгированное течение, препятствующее достижению стойкой ремиссии заболевания, обусловливают поиск нетривиальных интердисциплинарных подходов к восстановительной терапии. Концептуальная идея когнитивного тренинга состоит в ре-активации сохранных познавательных процессов или стимуляции компенсаторного когнитивного резерва путем регулярной направленной умственной тренировки. В исследовании предполагалось изучить влияние условий формирования тренинговых групп на эффективность когнитивной реабилитации у больных с расстройствами аффективного спектра. Методы. Дизайн научной работы спланирован как экспериментальное когортное исследование. Использовались опросные методы для выявления когнитивной самооценки, регулируемой обязательным участием в когнитивном тренинге, и для определения предпочтений в условиях организации тренинга. Статистическая обработка данных производилась с рассчетом парного t-критерия Стьюдента и критерия хи2 для проверки статистической значимости наблюдаемых связей в таблицах сопряженности признаков. Результаты. Выборка включала 269 пациентов. Средний возраст больных - 41.16 года с величиной стандартного отклонения ±9.83. По частоте представленности клинических диагнозов в выборочной совокупности преобладали рекуррентное депрессивное расстройство (47.2%) и биполярное аффективное расстройство (25.3%). Все пациенты проходили реабилитацию методом когнитивного тренинга с двойным - пред- и посттренинговым - анкетированием. Измерялась прошкалированная самооценка когнитивных функций, дифференцированная на фоне психокоррекционного вмешательства. Значимость различий изученных в двух экспериментальных условиях величин доказана для всех когнитивных способностей. Были выбраны четыре репрезентативных признака, учитываемых при подготовке к тренингу, а именно: количественный состав группы, возраст и пол участников, уровень сложности заданий. Подтверждена статистически значимая сопряженность успешности психореабилитации с размером группы и сложностью тренировочных задач. Посттренинговая самооценка измеряемых когнитивных функций значимо улучшалась в выборке в целом. Величина суммарного балла по опроснику на самооценку когнитивных способностей произвольно коррелировала с разделением выборочной совокупности на две инверсные группы. В группе, считавшей тренинг эффективным, абсолютизировали многочисленность участников и субъективистски сложный материал. В психотехнологии когнитивного тренинга предиктивными маркерами служат критерии психологически комфортных условий организации. Заключение. Прогностическая точность когнитивного тренинга зависит от предварительного этапа планирования, на котором квалифицированный нейропсихолог выбирает оптимальный диапазон уровня сложности заданий, формирует группу определенной численности, решает вопрос о клинической, возрастной, гендерной однородности состава участников, что в итоге минимизирует риски дезадаптивного характера. Обучение больных навыкам самостоятельного моделирования «когнитивного тренажера» в постгоспитальном периоде создает превентивные условия для снижения вероятности возникновения или прогрессирования когнитивных нарушений.

Авторы:

Рыжова И.А.

Издание: Психическое здоровье
Год издания: 2023
Объем: 11с.
Дополнительная информация: 2023.-N 6.-С.4-14. Библ. 26 назв.
Просмотров: 12

Рубрики
Ключевые слова
абсолютный
анкетирование
аффективные
биполярные
больные
вероятности
влияние
вмешательства
возникновения
возраст
возрастные
вопрос
восстановительное
вторичные
выборка
выборочные
выявление
гендерные
года
групп
данные
двойная
дезадаптивные
депрессивное
деятельности
диагноз
диапазона
дизайн
дифференцированная
достижение
заболевания
задания
задач
здоровье
значимости
значимость
изучению
инверсные
индуцирующие
исследование
итоги
квалифицированной
клиническая
ключ
когнитивная
когнитивные
когортный
количественная
компенсаторный
комфорт
концептуальный
корреляты
критерии
маркер
материал
метод
моделирование
навыкам
направленный
нарушения
научной
обработка
обучение
обязательного
однородность
определение
определенного
опрос
опросник
оптимальное
организации
отклонение
парный
пациент
период
планирование
подготовка
подход
познавательная
поиск
пола
постгоспитальной
превентивная
предварительной
предиктивный
предпочтений
признаки
проверки
прогностическая
прогрессирование
произвольная
пролонгированная
протоколы
проход
процесс
психическое
психокоррекция
психологическая
психотические
психофармакология
путем
работа
разделения
различие
размер
распространенность
расстройств
расстройства
реабилитации
реабилитация
реактивы
регулярный
регуляция
резерв
резистентность
результата
рекуррентный
ремиссия
репрезентативный
риск
самооценка
самостоятельной
связей
слова
сложные
снижение
совокупность
сопряженный
состав
спектр
способности
среднего
стандартные
статистические
стимуляци
субъект
суммарный
таблицы
терапия
течения
точная
тревога
тренажер
трение
тренинг
тренировка
умственная
уровень
уровни
условия
участие
участники
фоновое
формирование
функции
характер
целом
частота
четыре
численный
экспериментальная
этап
эффективность
эффективный
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.119.133.206)
Яндекс.Метрика