Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Идея опосредствования Л.С. Выготского: семиотические и образовательные проекции


Аннотация:

Работа направлена на обсуждение и прояснение понимания идеи опосредствования Л.С. Выготского применительно к образовательным процессам и семиотическому ракурсу их исследования. Представлены положения, осмысляющие понятие «знак» как опосредствующий механизм культурно-исторического развития человека, взросления ребенка, развития его психических процессов, языкового мышления. Рассмотрена история становления семиотических концепций, их изоморфность идеям Л.С. Выготского: освоение знака, в том числе словесного, позволяет перейти от натуральных действий в условное, виртуальное пространство, с широким репертуаром не только мимесиса, но и символических действий. Развивается представление об опосредующем механизме речевой рефлексии как основе функциональной грамотности. Речевая рефлексия и дневниковая деятельность рассмотрены как реализация идеи опосредствования в обучении языку. Представлена семиотическая интерпретация теории опосредствования Л.С. Выготского, показаны образовательные проекции ее реализации при обучении родному языку. C точки зрения эпистемологических поисков предпринято сопоставление идей Выготского и Леви-Стросса. Модель понимания Л.С. Выготского, лежащая в основании современных представлений о смысло- и речепорждении, обозначена метафорой перевода: это перевод отчужденных внешних значений на ментальный язык внутренней речи и превращение значения в смысл, а затем «овнешнение» смысла, Т. e. перевод возникших смыслов во внешнюю речь и образование нового, обогащенного значения. Показано, что семиотическая заслуга Л.С. Выготского состоит и в том, что ученый понял лингвистический знак как знак-посредник и вывел его в пространство культуры, тем самым открыв культурно-исторический горизонт интерпретации семиотических феноменов.

Авторы:

Троицкий Ю.Л.
Максимова Н.В.
Албул Л.Г.

Издание: Культурно-историческая психология
Год издания: 2023
Объем: 9с.
Дополнительная информация: 2023.-N 18.-С.18-26. Библ. 26 назв.
Просмотров: 11

Рубрики
Ключевые слова
взрослые
виртуальное
внешний
внутренняя
восприятие
выготский
выдающиеся
горизонтальная
грамотность
действие
деятельности
дневник
законы
здоровье
знак
знаков
значению
значимости
зрения
интерпретация
исследование
исследования
история
ключ
компетентность
концепция
культур
культурное
левого
лежащий
лингвистический
личности
ментальный
метафора
методы
механизм
модели
мышление
наблюдение
направление
натуральный
научные
новые
обогащенная
образов
образование
обучение
оп
осмия
основа
основание
оценка
перевод
поза
поиск
положения
понятие
представлений
проекция
пространства
профессиональная
профессиональной
процесс
процессы
психически
психическое
психологические
психология
работа
работники
развитие
ракурс
реализация
ребенка
рефлекс
речевая
речи
родами
семей
семиотика
символы
слова
слово
смысл
современная
сопоставление
теория
точка
условные
ученые
феномен
функциональная
человек
число
широкая
школа
экспертная
эпистемологическ
язык
языка
языковая
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.191.103.144)
Яндекс.Метрика