Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Культурно-историческая психология овладения деятельностью и альтернативы цифровизации
Аннотация:
B статье рассматриваются условия, при которых процессы цифровизации перестают быть фактором, ограничивающим развитие способностей мышления, понимания и действия человека. C точки зрения автора, в соответствии с культурно-исторической теорией Л.С.Выготского и концепцией освоение способов мышления В.В.Давыдова, существующие походы к цифровизации снижают возможности развития подростков. Процессы коммуникации подростка с педагогом, экспертами, сверстниками редуцируются к сценариям взаимодействия с монитором и цифровым устройством по принципу «стимул—реакция». Они не требуют усилий по повышению уровня понимания ситуации действия и позиции другого человека. Однотипная (monotone repetitive) операциональность (operational sameness) и избыточная наглядность (illustratory redundance) цифровых систем не позволяют подросткам осваивать способы моделирования и идеализации при решении учебных задач. Вместе с тем автор утверждает, что возможен другой тип цифровизации процессов образования, обеспечивающий овладение подростками способами проектной, исследовательской и метаигровой деятельности. B этом случае вводимые визуальные изображения и процедуры оперирования с ними рассматриваются в коммуникации с педагогом и другими подростками как смысловые знаки понимания ситуации разными участниками. Концептуальные средства теории деятельности являются основой проектирования и разработки цифровых систем следующего поколения, экстериоризирующих работу сознания и способствующих развитию интеллектуальных способностей.
Авторы:
Громыко Ю.В.
Издание:
Культурно-историческая психология
Год издания: 2023
Объем: 14с.
Дополнительная информация: 2023.-N 2.-С.27-40. Библ. 28 назв.
Просмотров: 11