Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ O ПРАКТИКЕ ДИСТАНЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: РЕЗУЛЬТАТЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ОПРОСА
Аннотация:
Введение. Широкое внедрение практики дистанционного консультирования свидетелей происшествия по вопросам оказания первой помощи (ДКПП) по телефону диспетчерами скорой медицинской помощи (CMП) может существенно увеличить частоту оказания первой помощи (ПП) очевидцами и способствовать снижению летальности при угрожающих жизни состояниях. Цель исследования состояла в изучении личного опыта и мнения специалистов службы CMП Российской Федерации (РФ) относительно практики ДКПП, что представляется важным для планирования и определения приоритетных направлений разработки единой отечественной программы ДКПП. Материалы и методы исследования. B сентябре-октябре 2022 г. проведен анонимный межрегиональный опрос специалистов CMП. Целевую группу опроса составили диспетчеры CMП. Также допускалось участие специалистов без опыта диспетчерской работы. Опрос выполнен онлайн с помощью предварительно апробированного опросника, включающего 17 вопросов для оценки, в частности, личного опыта ДКПП, уверенности специалистов при предоставлении инструкций по ПП по телефону, мнения о важности практики ДКПП, уровня собственных знаний по ПП, опыта обучения методам ДКПП, а также для определения факторов, препятствующих или затрудняющих практику ДКПП. Для анализа результатов использовали методы непараметрической статистики. Результаты. B окончательную выборку вошли 965 специалистов CMП из 58 субъектов РФ, 77,4% (n = 747) из которых составили фельдшеры и медицинские сестры по приему и передаче вызовов CMП. 73,3% (n = 707) респондентов сообщили, что имеют опыт ДКПП. Число случаев ДКПП за прошедший год, заявленное одним специалистом, составило в среднем 97 (медиана=10). 87,6% (n = 619) респондентов с опытом ДКПП высоко оценили важность такой практики для сохранения здоровья и жизни человека. Однако только 47,8% (n = 338) специалистов с опытом ДКПП указали, что чувствуют себя полностью уверенно, предоставляя инструкции очевидцам. При том что уровень уверенности характеризовался положительной корреляцией с оценкой специалистами собственных знаний по ПП (p<0,001), оценили свои знания как очень хорошие всего 46,4% (n = 328) респондентов с опытом ДКПП; когда-либо обучались принципам ДКПП 15,7% опрошенных (n = 111). Основными барьерами для практики ДКПП, по мнению респондентов с соответствующим опытом, являются неготовность очевидцев выполнять инструкции по ПП, опасения диспетчеров относительно возможной юридической ответственности, нехватка диспетчеров и (или) перегруженность работой по приему и передаче вызовов и отсутствие четких алгоритмов (протоколов) для инструктирования очевидцев. Выводы. Диспетчеры CMП в основном высоко оценивают важность практики ДКПП, но испытывают неуверенность в процессе консультирования очевидцев происшествия и имеют дефицит знаний по ПП. Подавляющее большинство специалистов никогда не обучались методам ДКПП. Приоритетными мерами, направленными на создание единой отечественной практики ДКПП, являются разработка унифицированной программы обучения специалистов CMП принципам и навыкам ДКПП, создание и апробация стандартизированных диспетчерских алгоритмов (протоколов) для ДКПП при различных нарушениях здоровья, организация эффективного нормативно-правового регулирования практики ДКПП и решение проблемы нехватки специалистов CMП, выполняющих функцию диспетчеров.
Авторы:
Биркун А.А.
Издание:
Скорая медицинская помощь
Год издания: 2023
Объем: 14с.
Дополнительная информация: 2023.-N 3.-С.4-17. Библ. 35 назв.
Просмотров: 13