Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
«Ага!» и «Ах, да!»: как эмоции влияют на субъективное переживание инсайта
Аннотация:
Под инсайтом подразумевается особый способ решения задачи, когда происходит неожиданное понимание правильного ответа, сопровождающееся особым ярким чувством, которое часто называют озарением или Ага-переживанием. Некоторое время назад исследователи стали изучать не только переживание инсайта после успешного решения задачи, но и переживание инсайта, когда решение предлагается испытуемому в готовом виде (Ах, да-переживание). Мы предложили две альтернативные модели влияния эмоционалыюго состояния на вероятность возникновения Aгa- и Ax, да-переживаний. Согласно первой модели, положительное эмоциональное состояние недифференцированно относится испытуемым на счет положительных эмоций от инсайта, поэтому испытуемые с большей вероятностью дают оценки инсайтности в любой ситуации. Вторая гипотеза связывает процессы оценки инсайтности с каузальной атрибуцией, при которой причины неудач атрибутируются внешним обстоятельствам, а причины успеха — внутренним факторам. При правильном решении (в ситуации удачи) предсказание совпадает с первой гипотезой. B случае неуспешного решения (неудачи) предсказание противоположно. Мы провели исследование на материале решения анаграмм, в котором для изменения эмоционального состояния испытуемых использовали индуцирующие видео. Опросник, направленный на оценку состояния испытуемых, показал, что при помощи наших воздействий мы улучшили настроение испытуемых, снизили тревожпость и усталость. Результаты анализа соответствовали второй гипотезе: в группе испытуемых, просматривавших видео (позитивное настроение) ответы на нерешенные анаграммы значимо реже оцсшшаются как инсайтные по сравнению с другой группой, а ответы на решенные анаграммы — наоборот, чаще оцениваются как инсайтные. Обсуждается, что механизмы влияния эмоционального состояния на оценки инсайта могут быть разными в зависимости от типа инсайта и могут быть связаны с разными типами фокуса внимания, с разпыми стратегиями принятия решений или с эффектами эмоционального соответствия.
Авторы:
Валуева Е.А.
Издание:
Психология.Журнал Высшей школы экономики
Год издания: 2023
Объем: 17с.
Дополнительная информация: 2023.-N 3.-С.428-444. Библ. 28 назв.
Просмотров: 14