Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

«Ага!» и «Ах, да!»: как эмоции влияют на субъективное переживание инсайта


Аннотация:

Под инсайтом подразумевается особый способ решения задачи, когда происходит неожиданное понимание правильного ответа, сопровождающееся особым ярким чувством, которое часто называют озарением или Ага-переживанием. Некоторое время назад исследователи стали изучать не только переживание инсайта после успешного решения задачи, но и переживание инсайта, когда решение предлагается испытуемому в готовом виде (Ах, да-переживание). Мы предложили две альтернативные модели влияния эмоционалыюго состояния на вероятность возникновения Aгa- и Ax, да-переживаний. Согласно первой модели, положительное эмоциональное состояние недифференцированно относится испытуемым на счет положительных эмоций от инсайта, поэтому испытуемые с большей вероятностью дают оценки инсайтности в любой ситуации. Вторая гипотеза связывает процессы оценки инсайтности с каузальной атрибуцией, при которой причины неудач атрибутируются внешним обстоятельствам, а причины успеха — внутренним факторам. При правильном решении (в ситуации удачи) предсказание совпадает с первой гипотезой. B случае неуспешного решения (неудачи) предсказание противоположно. Мы провели исследование на материале решения анаграмм, в котором для изменения эмоционального состояния испытуемых использовали индуцирующие видео. Опросник, направленный на оценку состояния испытуемых, показал, что при помощи наших воздействий мы улучшили настроение испытуемых, снизили тревожпость и усталость. Результаты анализа соответствовали второй гипотезе: в группе испытуемых, просматривавших видео (позитивное настроение) ответы на нерешенные анаграммы значимо реже оцсшшаются как инсайтные по сравнению с другой группой, а ответы на решенные анаграммы — наоборот, чаще оцениваются как инсайтные. Обсуждается, что механизмы влияния эмоционального состояния на оценки инсайта могут быть разными в зависимости от типа инсайта и могут быть связаны с разными типами фокуса внимания, с разпыми стратегиями принятия решений или с эффектами эмоционального соответствия.

Авторы:

Валуева Е.А.
Лаптева Н.М.

Издание: Психология.Журнал Высшей школы экономики
Год издания: 2023
Объем: 17с.
Дополнительная информация: 2023.-N 3.-С.428-444. Библ. 28 назв.
Просмотров: 14

Рубрики
Ключевые слова
ага
альтернативная
анализ
атр
большая
бытовые
вероятности
видео
влияние
внешними
внимание
внутренняя
воздействие
возникновения
время
второй
гипотеза
готовность
групп
дакоста
другому
зависимости
задач
изменение
индуцирующие
инсайт
исследование
исследователя
ключ
материал
методы
механизм
модели
направленный
настроение
недифференцированная
неожиданной
неудача
обстоятельствам
озарение
опросник
особый
особыми
ответ
оценка
первая
переживания
позитивные
положительные
помощи
после
правильная
принятие
причина
против
процесс
процессы
психологическая
психологические
психология
психоэмоциональное
разным
результата
решение
решений
решения
связей
ситуации
слова
случаев
соответствие
состояние
способ
сравнение
сравнительная
стратегия
субъективный
счет
теория
типа
типами
тревожное
успехе
усталость
фактор
феномены
фокуса
часы
чувство
эмоции
эмоциональный
эффект
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.138.69.101)
Яндекс.Метрика