Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Главные медсестры справились с халтурными дежурствами и непрофильными манипуляциями - помог метод анонимного анкетирования
Аннотация:
B статье - три кейса, как главные медсестры нашли и устранили скрытые проблемы в управлении сестринской службой после анонимного анкетирования. Мы кратко рассказали о каждом, подробнее можете прочесть в отдельных материалах. Попробуйте метод коллег у себя в клинике, особенно если подозреваете, что в работе что-то идет не так. Проколы на дежурствах. Главная медицинская сестра городской больницы Читы заподозрила проблемы в организации работы сестринской службы ночью, в выходные и праздники. Участники совета медсестер решили провести анонимное анкетирование. Организовали анонимный опрос в два этапа. Сначала анкеты с вопросами об организации дежурств среднего и младшего персонала получили врачи и завотделения-ми. Выяснили, что сотрудники сестринской службы сами организуют и проверяют работу в ночное время - врачи контролем не занимаются вовсе (таблица). Ha втором этапе анонимные опросники получили сотрудницы сестринской службы. Спросили, с какими сложностями сталкиваются в проблемные смены. Оказалось, им часто нужна помощь более опытных коллег, а ночью, в выходные и праздники их просто нет рядом. Самое интересное началось, когда старшие медсестры затеяли эксперимент - стали брать дежурства медсестрами в проблемные смены. Так хотели понять сложности изнутри. Эксперимент одобрил главврач, а об итогах ему отчитались спустя шесть месяцев. Результаты удивили: сотрудники опаздывают или вовсе не выходят на работу, не выполняют распоряжения старшего по смене, дежурного врача. Необоснованно отлучаются с рабочего места, не соблюдают отдельные требования санэпидрежима. Чтобы решить проблему, ввели в штатное расписание новую должность - старшей медсестры, ответственной по стационару ночью, в праздники и выходные. B должностных обязанностях прописали, что она должна своевременно согласовывать замены персонала, который не вышел на работу. Среди других обязанностей - обходы отделений три раза в сутки, сверка и отметки в графике выхода сотрудников. Ответственной поручили также контролировать работу центра санитарных услуг: перераспределять при необходимости уборщиц по отделениям, следить, когда работники приходят, уходят с работы. Отмечать это в графике учета рабочего времени. Спустя год руководство больницы с удовлетворением отметило, что вырос уровень ответственности у дежурного персонала. Стало меньше жалоб пациентов, медработников на средний и младший медперсонал. Co временем поняли, что по ночам в будни необходимости в старшей медсестре, ответственной по стационару, нет. Поэтому изменили график ее работы - только на выходные и праздники. Подробнее об эксперименте читайте в электронной версии журнала на e.glavmeds.ru/968150. Непрофильные манипуляции. B самарской больнице главная медсестра обнаружила кадровую проблему, которая мешала нормальной работе сестринской службы. У сотрудников был разный опыт и стаж работы, они не могли заменять друг друга, если кто-то болеет или уходит в отпуск. Заподозрили, что из-за этого сестрам приходится проводить манипуляции, которые не соответствуют их профилю и уровню квалификации. B анонимном опроснике для медсестер уточнили: верно ли, что в учреждении нет ситуаций, когда сестрам приходится выполнять функции, не свойственные уровню подготовки? Следовало оценить утверждение по шкале от 1 до 7, где 1 - полностью не согласен, 7 - полностью согласен. Средний балл по этому вопросу составил 4,2. Полная анкета со всеми вопросами сотрудникам - в приложении 2. Чтобы решить проблему, сделали матрицу компетенций и обучили сестер. Матрицу строили так: составили перечень функций в манипуляционных и процедурных кабинетах, при работе с программным обеспечением. Предложили отметить, какие функции не выполняют, для каких не хватает знаний и навыков либо, наоборот, достаточно опыта, чтобы стать наставницами. Составили для каждой медсестры диаграмму личной компетенции и индивидуальный план профессионального роста. B результате работы сняли кадровую проблему с взаимозаменяемостью. A еще закрыли «западающие» функции по эндоскопическому кабинету: две медицинские сестры работают на постоянной основе, еще двух сотрудниц подготовили наставниками для резерва. Tpex медсестер обучили наставничеству в кабинет иммунопрофилактики. B процедурный кабинет к двум основным медсестрам добавили еще двоих. Подробнее о методике «матрица компетенций» читайте в нашем журнале, 2023. № 8. С. 98. Непонятные вербальные назначения. B одной из клинических больниц OAO «РЖД» выявили риски при вербальных назначенияхлекарств по результатам BKK лекарственной безопасности. Врачи проговаривали инструкции и названия препаратов в плановой работе и когда оказывали экстренную медпомощь. Медсестры путали препараты с созвучными названиями или неправильно понимали назначение, которое дает врач, из-за этого ошибались. ПРИМЕР ОШИБКИ ПРИ ВЕРБАЛЬНОМ НАЗНАЧЕНИИ. Врач назначил пациенту инсулин короткого действия в единицах и произнес -12. Медсестра поняла назначение неправильно и ввела 12 миллилитров. Если бы доктор дал указания письменно или коллеги действовали по пошаговой инструкции с двойным контролем, дефекта медпомощи не было бы. Организовали опрос врачебного и среднего медперсонала, чтобы понять, как возникают ошибки при вербальных назначениях в связке врач-медсестра. Узнали: 92 процента врачей считают, что хорошо инструктируют медсестру; чтобы она выполнила назначения. Однако 30 процентов медсестер сообщили, что приходится уточнять у врача дозу, особенности введения и другую информацию о пациенте. B клинике усомнились, что оставшиеся 70 процентов получают верные сведения. Чтобы решить проблему, запретили вербальное назначение лекарств в плановом режиме работы. Для экстренных ситуаций создали алгоритм вербальных назначений препаратов с порядком действий врача и медсестры (приложение 3). Алгоритм входит в чек-лист по лекарственной безопасности, его утвердил приказом главный врач. Алгоритм распечатали и разместили копии в подразделениях. Подробнее о работе с вербальными назначениями лекарств читайте в электронной версии журнала на e.glavmeds.ru/673392
Авторы:
Издание:
Главная медицинская сестра
Год издания: 2023
Объем: 10с.
Дополнительная информация: 2023.-N 10.-С.28-37. Библ. 0 назв.
Просмотров: 17