Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ "ЧЕЛОВЕК—ЛОШАДЬ" В ИППОВЕНЦИИ: ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ
Аннотация:
Ипповенция как направление психотерапевтического и развивающего личность взаимодействия "человек—лошадь" последние годы экстенсивно развивается в России. За рубежом аналогичные практики представлены разнообразием моделей (Equine Assisted Psychotherapy, Equine Facilitated Psychotherapy, Equine-Assisted Counseling, Equine-Assisted Growth and Learning и т.п.), основанных на разных теоретических подходах. Систематизация этих моделей позволяет соотнести их с определенными функциональными задачами ипповенции как целостной системы: психотерапевтической, коррекционно-консультативной, социально-психологической и образовательно-педагогической. Однако на методологическом уровне выявляется противоречие. Практическая реализация большей части этих задач строится в гносеологической парадигме, когда лошадь для человека выступает как объект его действий или же человек "субъектифицирует" лошадь (наделяет ее "человеческими" личностными качествами). В то же время существует точка зрения, согласно которой лошади по своей природе наделены субъектностью в поведении и отношениях, что соответствует онтологической парадигме анализа взаимодействий в системе “человек—лошадь”. Решение данного противоречия, на наш взгляд, возможно с позиций экопсихологического подхода к развитию психики (В.И. Панов) и разработанной в его рамках экопсихологической типологии субъект-средовых взаимодействий. Это обусловлено тем, что в основе данного подхода лежит представление о творческой природе психики как формы бытия, которая находит свое проявление в психологических возможностях и человека, и лошади выступать субъектами своего бытия и субъектами социальных взаимодействий. Проведен анализ психотерапевтического и развивающего потенциала техник ипповенции в контексте базовых типов экопсихологических взаимодействий "человек—лошадь" (объект-объектного, субъект-объектного, объект-субъектного, субъект-обособленного, субъект-совместного и субъект-порождающего). Сделан вывод о том, что методология экопсихологического подхода к развитию психики дает возможность рассматривать ипповенцию как систему социальных взаимодействий, построенную на едином теоретическом основании и позволяющую решать разные психотерапевтические и развивающие задачи в условиях взаимоотношений "человек—лошадь".
Авторы:
Лопухова О.Г.
Издание:
Психологический журнал
Год издания: 2023
Объем: 11с.
Дополнительная информация: 2023.-N 4.-С.27-37. Библ. 28 назв.
Просмотров: 10