Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Роль отдельных нутриентов в развитии нервной системы и возможное модулирующее влияние прикорма
Аннотация:
В статье описано влияние отдельных нутриентов на развитие нервной системы ребенка и формирование его когнитивных способностей. Обсуждается не только роль железа, цинка, йода, витаминов В1, В12, А, длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот, функционирования оси «кишечная микробиота - мозг» в развитии когнитивных способностей, но и отдаленные последствия дефицита нейронутриентов. Так как обеспечение оптимального питания на важных этапах развития ребенка может снизить риски развития дефицитных состояний и предупредить возникновение нарушений со стороны нервной системы, особое внимание уделено прикорму, способному оказывать модулирующую роль с точки зрения формирования здоровья ребенка. На протяжении внутриутробного периода развития и первых двух лет жизни ребенка происходит невероятное число событий, во многом определяющих состояние его здоровья в будущем: переход от внутриутробного существования к внеутробному, сам процесс родов, изменение характере питания - переход от гемотрофного и амниотрофного к лактотрофному и дефинитивному питанию, созревание и становление функций желудочно-кишечного тракта и кишечной микробиоты, а также тесно связанной с ними иммунной системы, созревание и развитие нервной системы, в частности головного мозга, и многие другие процессы. Все большее количество научных данных свидетельствует о том, что в течение первой тысячи дней жизни питание оказывает важное влияние на физиологию, функции организма, и, в целом, на здоровье в последующие этапы жизни, определяя риск возникновения ожирения и других хронических неинфекционных заболеваний. Период введения прикорма является одним из критических моментов, когда происходит изменение рациона питания, определяющее последующее влияние на рост и развитие ребенка. В этот период происходит постепенное сокращение грудного вскармливания и одновременное введение продуктов прикорма для обеспечения оптимального потребления энергии и питательных веществ. Сроки введения прикорма совпадают с изменениями потребностей в питании и физиологическим созреванием желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы и, что очень важно, нервной системы. Темпы роста и развития мозга являются одними из самых высоких в течение первой тысячи дней, что делает этот период критическим и для закладки основ последующей его работы. Человеческий мозг почти утраивает свой вес с рождения до трехлетнего возраста, достигая 85% от своего максимального размера во взрослом возрасте. В развитии нервной системы ребенка и формировании его когнитивных способностей решающими факторами являются питание матери в период беременности и питание ребенка в первые 2 года жизни. Для роста и развития мозга необходимы все нутриенты, но особая роль принадлежит ключевым из них, поддерживающим развитие нервной системы: цинк, йод, витамины А, В1, B12, фолиевая кислота, длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты, железо; в литературе можно встретить их общее название - нейронутриенты. Неспособность обеспечить организм нейронутриентами в этот критический период развития мозга может привести к пожизненному дефициту его функций, несмотря на последующее устранение дефицита нутриентов. Кроме того, в последние годы особое внимание уделяется оси «кишечная микробиота - мозг» и ее влиянию на развитие мозга.
Авторы:
Доготарь О.С.
Издание:
Вопросы детской диетологии
Год издания: 2023
Объем: 8с.
Дополнительная информация: 2023.-N 4.-С.65-72. Библ. 63 назв.
Просмотров: 16