Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Когнитивные и психоэмоциональные нарушения в структуре постковидного синдрома (Post-COVID Contition) у детей

Текст статьи доступен по ссылке: http://www.fesmu.ru/voz/20233/2023305.aspx

Полный текст
  М.Ф. Рзянкина, К.Э. Потапова
Когнитивные и психоэмоциональные нарушения в структуре постковидного синдрома (Post-COVID Contition) у детей
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Контактная информация: д.м.н., проф. М.Ф. Рзянкина, e-mail: rzyankina@mail.ru
Резюме:
Данная статья носит дискуссионный характер и направлена на то, чтобы обобщить и систематизировать имеющиеся накопленные знания о когнитивных и психоэмоциональных нарушениях в постковидном периоде у детей. Учитывая, что с первого упоминания о Post-COVID Contition и признания всей серьезности данного состояния прошло всего 2 года, проведенные немногочисленные фрагментарные исследования носят противоречивый характер. Основная область представленных научных знаний посвящена обзору распространенности указанных нарушений, их особенностям в детской популяции по данным российского и международного научного сообщества.
Ключевые слова:
пандемия COVID-19, новая коронавирусная инфекция COVID-19, дети и подростки, когнитивные нарушения, психоэмоциональные нарушения

M.F. Rzyankina, K.E. Potapova
Cognitive and psychoemotional disorders in the structure of post-covid syndrome (Post-COVID Contition) among children.
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
Summary:
This article is of a debatable nature and is aimed at summarizing and systematizing the existing accumulated knowledge about cognitive and psychoemotional disorders in the postcovid period in children. Considering that only 2 years have passed since the first mention of Post-COVID Contition and the recognition of the seriousness of this condition, the few fragmentary studies conducted are contradictory. The main area of the presented scientific knowledge is devoted to the review of the prevalence of these disorders, their features in the child population according to the data of the Russian and international scientific community.
Key words:
COVID-19 pandemic, new COVID-19 coronavirus infection, children and adolescents, cognitive disorders, psychoemotional disorders
Введение

В настоящее время человечество повсеместно сталкивается с последствиями пандемии новой коронавирусной инфекции, как в целом, так и для каждого отдельного пациента в постинфекционном периоде Новой коронавирусной инфекции (НКИ) COVID-19, именуемым как постковидный синдром или Post-COVID Condition [1,2]. Важным установленным фактом является то, что подавляющее число нарушений приходится на неврологические проблемы различного характера и степени выраженности [3,4]. Специалисты практического здравоохранения ежедневно диагностируют явления постинфекционной астении, связанной с перенесенной новой коронавирусной инфекцией, однако частота встречаемости и длительность жалоб у пациентов различных возрастных групп определенно выше, чем при других острых респираторных вирусных инфекциях (ОРВИ) и имеет более широкий спектр клинических проявлений [5].

Неопровержимым фактом является то, что наличие когнитивного дефицита различной степени выраженности, как последствия COVID-19 - проблема, однозначно требующая повышенного внимания и углубленного изучения.


Обсуждение результатов

Зарубежные коллеги из Нидерландов, проводя комплексную оценку состояния здоровья взрослых пациентов через месяц после выздоровления, должное внимание уделили анализу когнитивного статуса и выявили нарушения мнестических функций у 15% реконвалесцентов [6]. В то же время, в Милане Ф. Алеманно и соавт. установили когнитивные нарушения различной степени выраженности у 80% пациентов, используя MMSE-тест для фиксирования данных расстройств [7].

В онлайн-тестировании, проведенном британскими нейропсихологами, приняли участие свыше 84 тыс. пациентов старше 16 лет [8], с абсолютно интактным когнитивным статусом до заболевания НКИ. Результаты полученных тестов достоверно отличались от возрастных нормативов, особенно в сферах памяти и внимания, при этом степень отклонения от нормы зависела от тяжести перенесенной коронавирусной инфекции, хотя такую зависимость чаще всего не удается установить.

В опубликованных исследованиях почти не встречается сведений полноценном изучении когнитивного статуса пациентов детского возраста, однако отмечается корреляционная зависимость между наличием расстройств памяти, внимания, речи и др. и более старшим возрастом реконвалесцентов, иными словами, интеллектуальная сохранность молодых пациентов гораздо лучше.

Значимым толчком для научного сообщества в изучении постковидных проявлений у детей стало одно из первых исследований, проведенных коллегами из Швеции. J.F. Ludvigsson в своей работе представил клинические случаи шведских детей в возрасте 9-15 лет [9]. Среди многих жалоб, укладывающихся в терминологию постковидного синдрома, отмечалась значительная доля детей, которых беспокоили трудности с концентрацией внимания и головокружения спустя 2 и 3 месяца после постановки диагноза COVID-19. Немного позднее D. Buonsenso с коллегами описали наблюдение за 129 итальянскими детьми, которые обследовались спустя 60, 120 ,и более чем через 120 дней после заболевания новой коронавирусной инфекцией COVID-19. В этом исследовании также, помимо установленных жалоб со стороны различных систем органов, удалось выявить снижение концентрации внимания у 10,1% пациентов [10,11].

Группой испанских исследователей во главе с J. Izquierdo-Pujol описывалось наблюдение за 120 детьми в университетской больнице Триас-и-Пуйоль (Барселона, Испания) [12]. По полученным данным, у детей, перенесших COVID-19 (средний возраст 14 лет), довольно часто наблюдались когнитивные неврологические расстройства, в частности, снижение внимания - 44,0%. Причем, как отмечают авторы, эти симптомы могли оставаться достаточно продолжительно и выявлялись даже спустя 6 месяцев после перенесенного заболевания (36,0% пациентов).

Помимо зарубежных авторов, в Российской Федерации (РФ) существует ряд исследовательских групп, занимающихся проблемами постинфекионного периода НКИ. Рандомизированный ретроспективный анализ 92 историй развития детей (из 1079 в возрасте 0 - 17 лет, перенесших COVID-19), проведенный в г. Санкт-Петербург Т.М. Черновой и др. показал, что наиболее часто нижеприведенные постковидные нарушения проявлялись через три месяца после заболевания. Второе и пятое место, соответственно, по популярности занимали психические (58,8%) и неврологические (45,3%) отклонения. Продолжив исследование, авторам удалось установить, что через 9 месяцев у 3,8% детей все еще сохранялись неврологические симптомы [13].

Также в литературе описаны результаты глобального двухлетнего ретроспективного когортного исследования (n = 1 487 712 пациентов с зарегистрированным диагнозом COVID-19), которые показали, что у детей (n = 185 748 детей, 12,5% от общего числа) гораздо выше риск развития эпилепсии или судорог, энцефалита и расстройств нервов, нервных корешков и сплетений, чем в других возрастных группах и со временем этот риск возрастает [14]. У детей также выше риск когнитивного дефицита и бессонницы, но с ограниченным горизонтом риска (75 дней) и конечным временем его проявления - 491 день.

В исследовании R. Ng at al., пациенты (n = 18; 13,28±2,70 лет) через 280 дней после заражения COVID-19 все еще ощущали трудности с вниманием или концентрацией (83,3%), усталость (77,7%), нарушение сна (77,7%), головокружение (72,2%) и головные боли (72,2%). А в обзоре M. Gupta at al., содержащем исследовательские данных из Соединенного Королевства, Швеции, Норвегии, Дании, Соединенных Штатов, Италии, Франции, Танзании и Аргентины, показано, что после перенесенной инфекции SARS-CoV-2 у детей отмечались такие нарушения, как: дефицит концентрации (60,6%); трудности с запоминанием информации (45,9%) и выполнением повседневных действий (40,0%), а также обработкой полученной информации (32,7%) [15].

В работе F. Cocciolillo at al., представлены предварительные патофизиологические доказательства, что долгосрочные неврологические и нейрокогнитивные последствия заражения SARS-CoV-2 у детей обусловлены гипометаболизмом орбитофронтальной коры, что определённо требует дальнейшего изучения [16]. Кроме этого, уже появились публикации о демиелинизирующих расстройствах ЦНС в детском возрасте как проявления постковидных осложнений из-за нейротропного и нейроинвазивного потенциала вируса SARS-CoV-2. В частности, в исследовании A.M. Khair с коллегами, представили целую серию таких случаев: антимиелиновое расстройство олигодендроцитарного гликопротеина (MOG), рассеянный склероз (РС), острый диссеминированный энцефаломиелит (ADEM), расстройство нейромиелита оптического спектра (NMOSD) [17].

В дополнение к прямым биологическим последствиям инфекции SARS-CoV-2, соответствующим постковидному синдрому, необходимо также учитывать психосоциальные факторы, которые могут быть результатом мер, предпринятых для предупреждения распространения пандемии. Провоцирующие стрессовые триггеры, описанные в литературе - это последствия ситуаций, сопряженных с карантинными мерами, повышением разобщенности детского населения и сокращением контакта со сверстниками по причине длительного вынужденного пребывания дома, дистанционным режимом образовательной деятельности, а также двухлетней неопределённостью относительно дальнейшего развития эпидемиологической ситуации и перспективой экономических угроз для каждой отдельно взятой семьи. Кроме того, вынужденная изоляция населения в ряде случаев приводила к таким негативным ситуациям, как насилие в семье и семейные конфликты.

Негативные последствия пандемии и мер по ее сдерживанию были широко описаны специалистами в области охраны психического здоровья граждан для ряда психических заболеваний, например, тревожных расстройств, депрессии, панических атак и расстройств пищевого поведения. Однако, помимо пациентов, имеющих вышеуказанные заболевания до пандемии COVID-19, в 2021-2022 произошел рост дебюта таких жалоб, как повышенная тревожность, нарушение памяти и внимания, изменчивость настроения и панические атаки и среди интактных пациентов.

В октябре 2022 года Министерством здравоохранения РФ опубликованы сведения о когнитивных нарушениях у детей, базирующиеся на исследованиях российских и зарубежных коллег, где авторами делается акцент на стойких нарушениях концентрации внимания и памяти в постинфекционном периоде НКИ, однако точный процент выявляемости данных отклонений остается неизвестным.


Заключение

Несмотря на широкое и повсеместное изучение данной проблемы всё еще остается актуальной необходимость расширенного научного поиска, поскольку имеющиеся в литературе сведения относительно отклонений эмоционально-волевой и когнитивной сфер у детей и подростков представлены фрагментарно и полностью не раскрывают изучаемые нарушения.


Список литературы

1. WHO/2019nCoV/Post_COVID19_condition/Clinical_case_definition/2021.1Клиническое определение случая состояния после COVID-19 методом дельфийского консенсуса, 6.10.2021
2. Коронавирус. Онлайн-карта распространения коронавируса в России и мире, 06.2022г. https://coronavirus-monitor.ru/coronavirus-v-rossii/
3. Соколовская Т.А. Постковидный синдром у детей: аналитический обзор. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2022; 68(6):2. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1430/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-6-2
4. Жмеренецкий, К. В. Психосоциальные аспекты самооценки здоровья подростков в измененных эпидемиологических условиях / К. В. Жмеренецкий, М. Ф. Рзянкина, К. Э. Потапова // Психическое здоровье. - 2022. - Т. 17, № 7. - С. 24-28. - DOI 10.25557/2074-014X.2022.07.24-28. - EDN BVEXEI.
5. Медведев В.Э., Фролова В.И., Гушанская Е.В. и соавт. Астенические расстройства неврологии в рамках постковидного синдрома. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021г; С 121(4):152-158.
6. Ballering AV, van Zon SKR, Olde Hartman TC. Lifelines Corona Research Initiative. Persistence of somatic symptoms after COVID-19 in the Netherlands: an observational cohort study. Lancet. 2022 Aug 6;400(10350):452-461. doi: 10.1016/S0140-6736(22)01214-4. PMID: 35934007; PMCID: PMC9352274.
7. Alemanno F, Houdayer E, Parma A, et al. COVID-19 cognitive deficits after respiratory assistance in the subacute phase: A COVID-rehabilitation unit experience. PLoS One. 2021 Feb 8;16(2):e0246590. doi: 10.1371/journal.pone.0246590. PMID: 33556127; PMCID: PMC7870071.
8. Ellul M.A., Benjamin L., Singh B. et al. Neurological associations of COVID-19 // Lancet Neurol. 2020. Vol. 19. № 9. P. 767-783.
9. Ludvigsson JF. Case report and systematic review suggest that children may experience similar long-term effects to adults after clinical COVID-19. Acta Paediatr. 2021 Mar;110(3):914-921. doi: 10.1111/apa.15673. Epub 2020 Dec 3. PMID: 33205450; PMCID: PMC7753397.
10. Buonsenso D, Munblit D, De Rose C, et. al. Preliminary evidence on long COVID in children. Acta Paediatr. 2021 Jul;110(7):2208-2211. DOI: 10.1111/apa.15870. Epub 2021 Apr 18. PMID: 33835507; PMCID: PMC8251440.
11. Buonsenso D, Di Gennaro L, De Rose C, et al. Long-term outcomes of pediatric infections: from traditional infectious diseases to long Covid. Future Microbiol. 2022 May;17:551-571. DOI: 10.2217/fmb-2022-0031. Epub 2022 Mar 10. PMID: 35264003; PMCID: PMC8910780.
12. Izquierdo-Pujol J., Moron-Lopez S., Dalmau J., et al. Post COVID-19 Condition in Children and Adolescents: An Emerging Problem. Front Pediatr. 2022 May 11;10:894204. DOI: 10.3389/fped.2022.894204. PMID: 35633949; PMCID: PMC9130634.
13. Чернова Т.М., Тимченко В.Н., Баракина Е.В. и др. Последствия COVID-19 у детей: результаты 12-месячного наблюдения. Журнал инфектологии. 2022;14(2):96-106. DOI 10.22625/2072-6732-2022-14-2-96-106.
14. Taquet M, Sillett R, Zhu L, Mendel J, Camplisson I, Dercon Q, et al. Neurological and psychiatric risk trajectories after SARS-CoV-2 infection: an analysis of 2-year retrospective cohort studies including 1284437 patients. Lancet Psychiatry. 2022 Aug 17:S2215-0366(22)00260-7. DOI: 10.1016/S2215-0366(22)00260-7. Epub ahead of print. PMID: 35987197; PMCID: PMC9385200.
15. Gupta M., Gupta N., Esang M. Long COVID in Children and Adolescents. Prim Care Companion CNS Disord. 2022 Apr 26;24(2):21r03218. DOI: 10.4088/PCC.21r03218. PMID: 35486940.
16. Cocciolillo F, Di Giuda D, Morello R, De Rose C, Valentini P, Buonsenso D. Orbito-Frontal Cortex Hypometabolism in Children With Post-COVID Condition (Long COVID): A Preliminary Experience. Pediatr Infect Dis J. 2022 Aug 1;41(8):663-665. DOI: 10.1097/INF.0000000000003578. Epub 2022 Jul 13. PMID: 35839175; PMCID: PMC9281418.
17. Khair AM, Nikam R, Husain S, Ortiz M, Kaur G. Para and Post-COVID-19 CNS Acute Demyelinating Disorders in Children: A Case Series on Expanding the Spectrum of Clinical and Radiological Characteristics. Cureus. 2022 Mar 22;14(3):e23405. DOI: 10.7759/cureus.23405. PMID: 35475081; PMCID: PMC9023167.

Аннотация:

Данная статья носит дискуссионный характер и направлена на то, чтобы обобщить и систематизировать имеющиеся накопленные знания о когнитивных и психоэмоциональных нарушениях в постковидном периоде у детей. Учитывая, что с первого упоминания о Post-COVID Contition и признания всей серьезности данного состояния прошло всего 2 года, проведенные немногочисленные фрагментарные исследования носят противоречивый характер. Основная область представленных научных знаний посвящена обзору распространенности указанных нарушений, их особенностям в детской популяции по данным российского и международного научного сообщества.

Авторы:

Рзянкина М.Ф.
Потапова К.Э.

Издание: Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России
Год издания: 2023
Объем: 1с.
Дополнительная информация: 2023.-N 3.-С.1-1. Библ. 17 назв.
Просмотров: 15

Рубрики
Ключевые слова
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.16.75.156)
Яндекс.Метрика