Полный текст
А.Л.Дорофеев1, С.П. Павлова1, Ю.В. Чибисов2
Здоровье студентов медицинского вуза по данным медицинского осмотра
1Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
2Консультативно-диагностическая поликлиника ДВГМУ, г. Хабаровск
Резюме:
Студенты представляют особую социальную группу, объединенную определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни, со своими ценностями, установками, эталонами поведения, которые вынуждены адаптироваться к комплексу новых, неизвестных факторов, среди которых не последнюю роль играют постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, информационный стресс, недостаточная материальная обеспеченность, необходимость совмещать работу с учебой, частые нарушения режима труда, отдыха и питания. Перечисленные факторы требуют изменения личного и управленческого подхода к вопросам сохранения здоровья организованных коллективов. Совершенствование организации медицинской помощи студентам, переосмысление существующих организационных форм оказания медицинской помощи студенчеству с позиций ее доступности, качества, эффективности и других составляющих.
Ключевые слова:
студенты, здоровье, здоровый образ жизни, профилактика, факторы риска
A.L. Dorofeev1, S.P. Pavlova1, Yu.V. Chibisov2
Health of medical university students according to medical examination data
1Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
2Consultative and diagnostic clinic of the Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
Summary:
Students represent a special social group, united by a certain age, specific working and living conditions, with their own values, attitudes, standards of behavior, which are forced to adapt to a complex of new, unknown factors, among which constant mental and psycho-emotional stress, information stress, insufficient material security, the need to combine work with study, frequent violations of the work, rest and nutrition regime. The listed factors require a change in the personal and managerial approach to the issues of maintaining the health of organized teams. Improving the organization of medical care for students, rethinking the existing organizational forms of providing medical care to students from the standpoint of its accessibility, quality, efficiency and other components.
Key words:
students, health, healthy lifestyle, prevention, risk factors
Введение
В соответствии с перечнем инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года - удельный вес численности студентов, обучающихся в ведущих образовательных организациях высшего образования, увеличится в 4 и более раз [6].
Проблема образа жизни и здоровья студентов является актуальной в современных социально-экономических условиях. От состояния здоровья в период обучения, сформированных привычек во многом зависит здоровье будущего поколения.
В настоящее время отечественное здравоохранение рассматривает проблему формирования здоровья и ЗОЖ как одно из приоритетных направлений развития, что отражено в нормативных документах государственного и ведомственного уровня. Реализация мероприятий по формированию здорового образа жизни, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака [5].
Здоровье обучающихся, наряду с их социальной зрелостью и экологическим поведением, является необходимым условием обучения в ВУЗе и формирования профессиональных компетенций. Студенты представляют особую социальную группу, объединенную определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни, со своими ценностями, установками, эталонами поведения, которые вынуждены адаптироваться к комплексу новых, неизвестных факторов, среди которых не последнюю роль играют постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, информационный стресс, недостаточная материальная обеспеченность, необходимость совмещать работу с учебой, частые нарушения режима труда, отдыха и питания. Снижение общего уровня санитарно-гигиенической и общей культуры способствует распространению саморазрушительных видов поведения, таких, как курение, потребление алкоголя, наркотических и психоактивных веществ.
Показатели адаптации у вновь поступивших в ВУЗ отражают менее благоприятный тип реакции, и гематологические реакции совпадают с показателями заболеваемости студентов [2].
Известно, что несбалансированное питание и физиологические процессы у девушек являются одной из важнейших причин развития предлатентного и латентного дефицита железа, которое необходимо для обеспечения нормального функционирования нейрокогнитивных способностей влияющих на усвоение материала [7]. По прогнозам к 2025 г. с проблемой неполноценного питания столкнется каждый второй человек в мире, а в следующем десятилетии от ожирения или избыточной массы тела будут страдать около 40 миллионов детей [1].
По литературным данным среди студентов распространен микронутриентный дефицита (недостаток железа, йода, цинка, витамина А, фолиевой кислоты) [7, 8], психоэмоциональное напряжение, неправильное питание, малоподвижный образ жизни, сидячие условия труда/обучения [2]. Огромное количество исследований позволяют с уверенностью говорить о значительном вкладе повышенного потребления пищевой соли в увеличение риска развития заболеваний ССС, ЖКТ, а также онкологической патологии [9].
Итоги многочисленных социологических исследований студенческой аудитории свидетельствуют, что к последнему курсу увеличивается подверженность студентов воздействию факторов риска, снижение мотивации на соблюдение принципов здорового образа жизни, увеличение груза хронических заболеваний.
Здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. В настоящее время выделены следующие основные его составляющие: воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков, окружающая среда, отказ от вредных привычек, здоровое питание, физически активная жизнь, личная и общественная гигиена (экологическое поведение) [4].
Обсуждение результатов
В ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России с целью анализа представлений студентов о здоровом образе жизни с 2012 по 2022 гг. было проведено анонимное анкетирование закрытого типа 1342 студентов. Из них 509 (37,92±0,17 %) - лиц мужского пола, 833 (62,07±0,21%) - женского.
Структура анкеты содержала следующие позиции: физическая активность, режим сна и бодрствования, характеристика обычного питания, вредные привычки.
Анализ данных опроса среди студентов первого и второго курсов медицинского университета показал, что: проходят пешком не менее 10000 шагов в день 109 (8,12±0,08 %) студентов; регулярно занимаются физической культурой (самостоятельные занятия, бассейн, спортивные секции более 30 минут не реже 2-х раз в неделю) - 578 (43,07±0,18 %) % человек. Режим сна в популяции обучающихся младших курсов каждый день нарушают 912 (67,95±0,22 %) студентов. На вопрос как часто вы употребляете фастфуд - 228 (16,99±0,11 %) студентов ответили, что каждый день, 469 (34,94±0,16 %) - не реже 2-х раз в неделю. Указали на регулярный отдых на природе только в 162 анкетах (12,07±0,09 %), 1036 анкетах (77,20±0,24 %) указали - "очень редко".
Вредным привычкам в большей или меньшей мере подвержены 1133 опрошенных студентов (84,42±0,25 %), из них курят (употребление сигарет, вейпинг, использование электронных сигарет, кальяна) - 24,21±0,13 % (325 чел.), употребляют спиртные напитки, в том числе и слабоалкогольные напитки, не реже 1 раза в неделю - 22,43±0,13 % (301 чел.), учащихся.
Обследование выпускников ДВГМУ показал наличие вестибулярной и общей физической детренированности, низкие показатели вегетативного обеспечения деятельности, средний уровень социальной адаптации, депрессии и стрессоустойчивости, при этом сам выпускник оценивает себя здоровым и вегетативно устойчивым [3].
Анализ результатов медицинских осмотров студентов первых и выпускных курсов демонстрирует отрицательную тенденцию по состоянию здоровья студентов.
Как видно из представленного Рис.1, по результатам медицинского осмотра признаны здоровыми и имеют первую группу здоровья только каждый третий студент. Отмечается тенденция к увеличению числа обучающихся отнесенных к 3 группе здоровья за счет студентов старших курсов имеющих по 2-3 хронических заболевания. При этом определяется четкая тенденция: по 1 курсу 1 группа здоровья составляет до 40%, по 5- 6 курсу показатель снижается до 30%.
Рис.1. Группы здоровья студентов (%).
Обращает на себя внимание (Рис.2) состояние здоровья студентов первого курса. Более 50,0% первокурсников имеют отклонения в состоянии здоровья. Эффективность медицинского осмотра косвенно отражает достаточно высокий показатель вновь выявленных заболеваний - 6%.
Рис. 2. Структура впервые выявленной заболеваемости (%).
В структуре заболеваний студентов ДВГМУ (Рис.3), преобладают: патология органов зрения, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, органов дыхания.
Рис. 3. Динамика показателей патологической пораженности студентов ДВГМУ.
Заключение
По нашему мнению, комплексный подход в оказании лечебно-профилактической помощи студентам должен включает в себя следующие составляющие:
1. Оказание лечебно-консультативной помощи лицам младше 18 лет;
2. Оказание лечебно-консультативной помощи лицам 18 лет и старше;
3. Организация оказания неотложной врачебной помощи в общежитии (с учетом территориальной доступности);
4. Организация и проведение массовых профилактических мероприятий как на территории медицинской организации, так и на территориях образовательных организаций;
5. Разработка и реализация индивидуальных реабилитационных и профилактических программ для студентов;
6. Совместные проекты медицинских и образовательных организаций по информированию студенчества по актуальным медицинским темам и формированию здоровье сберегающего поведения, в том числе и в рамках программы "ВУЗ - Территория здорового образа жизни".
Перечисленные данные требуют изменения персонального и системного подхода к вопросам сохранения здоровья организованных (студенческих) коллективов. Совершенствование организации медицинской помощи студентам, переосмысление существующих организационных форм оказания медицинской помощи студенчеству с позиций ее доступности, качества, эффективности и других составляющих.
Список литературы
1. ВОЗ 7 декабря 2021 г. Пресс-релиз Женева, Швейцария https://www.who.int/ru/news/item/07-12-2021-who-accelerates-work-on-nutrition-targets-with-new-commitments (дата обращения: 05.10.2023).
2. Гордашников В. А., Осин А. Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа / Гордашников В. А., Осин А. Я. ; Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации, М-во образования и науки Российской Федерации, КГОУ СПО "Владивостокский базовый мед. колледж", ГОУ ВПО "Владивостокский гос. мед. ун-т". - Москва : Акад. Естествознания, 2009. - 395 с.
3. Дубинина В.В., Дорофеев А.Л., Гуринова Л.И., Галушко Н.А. Состояние функционального здоровья современного студента-выпускника медицинского вуза. - INTERNATIONAL JOURNAL OF EXPERIMENTAL EDUCATION № 8, 2014 URL. https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5859&ysclid=lnmdtivc42982629364. (дата обращения: 05.10.2023)
4. Каприн А.Д., Александрова Л.М., Старинский В.В. Медико-социальные аспекты формирования в России концепции здорового образа жизни "РМЖ" №14 от 30.08.2017 URL: https://www.rmj.ru/articles/obshchie-stati/Mediko-socialynye_aspekty_formirovaniya_v_Rossii_koncepcii_zdorovogo_obraza_ghizni/?ysclid=lnme0iy84l795240942/ (дата обращения: 05.10.2023)
5. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 06.06.2019 № 254 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система "Консультант плюс".
6. Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2021 № 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. "Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система "Консультант плюс".
7. Селихова М.С., Солтыс П.А., Калачева Л.С. Профилактика и лечение железодефицитной анемии в практике акушера-гинеколога. РМЖ. Мать и дитя. 2020;3(4):276-281. DOI: 10.32364/2618-8430-2020-3-4-276-281. (Русский медицинский журнал): https://www.rmj.ru/articles/ginekologiya/Profilaktika_i_lechenie_ghelezodeficitnoy_anemii_v_praktike_akushera-ginekologa/#ixzz8FKfsk59A (дата обращения: 05.10.2023)
8. Старостина Л.С. Роль обеспеченности детей витаминами и минеральными веществами с позиции педиатра. Русский медицинский журнал. Мать и дитя. 2020;3(4):319-325. DOI: 10.32364/2618-8430-2020-3-4-319-325.
9. Salt: A Review of its Role in Food Science and Public Health. Edel Durack, Mercedes Alonso-Gomez and Martin G. Wilkinson Department of Life Sciences, University of Limerick, Castletroy , Limerick, Ireland Current Nutrition & Food Science, 2008, 4, 290-297.
Студенты представляют особую социальную группу, объединенную определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни, со своими ценностями, установками, эталонами поведения, которые вынуждены адаптироваться к комплексу новых, неизвестных факторов, среди которых не последнюю роль играют постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, информационный стресс, недостаточная материальная обеспеченность, необходимость совмещать работу с учебой, частые нарушения режима труда, отдыха и питания. Перечисленные факторы требуют изменения личного и управленческого подхода к вопросам сохранения здоровья организованных коллективов. Совершенствование организации медицинской помощи студентам, переосмысление существующих организационных форм оказания медицинской помощи студенчеству с позиций ее доступности, качества, эффективности и других составляющих.