Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Одномоментное популяционное исследование распространенности легких когнитивных нарушений у детей среднего школьного возраста
Аннотация:
Обоснование. Различные легкие когнитивные нарушения у детей относятся к социально значимым расстройствам, которые часто встречаются в практике детских неврологов, но явный дефицит эпидемиологических данных не позволяет судить о масштабе проблемы. Цель исследования — оценить распространенность сочетанных легких когнитивных расстройств в крупной когорте российских детей — учащихся 5-х классов. Методы. Проанализированы результаты обследования российских школьников муниципальных образований, представлявших города всех федеральных округов Российской Федерации. Изучены когнитивные функции, исследование которых включало шесть субтестов. По результатам тестирования с помощью способа оценки когнитивных функций при популяционных исследованиях оценивали частоту отнесения участников к группе высокого риска сочетанныхлегких когнитивных нарушений и вероятность диагноза сочетанных легких когнитивных нарушений. Проводился анализ связей широты результатов, выполненных на уровне легких когнитивных нарушений, интегративной когнитивной успешности, результатов выполнения отдельных когнитивных субтестов с академической успеваемостью и фактором ведущей руки. Результаты. B исследование включено 1067учащихся 5-х классов, завершило его ЮЗбучастников, из них 51% девочек. Принадлежность к кластеру по интегративной когнитивной успешности и представленность ведущей руки не имели половых различий, субтесты на зрительно-пространственное восприятие/память и конструктивный праксис лучше выполняли мальчики (p < 0, 001 и p = 0,020 соответственно), а у девочек отмечалась тенденция к лучшему выполнению субтестов на вербально-логическое мышление и произвольное внимание (p = 0,050u p = 0,051 соответственно). Высокий риск сочетанных легких когнитивных нарушений по результатам когнитивного тестирования определен у 30,2% обследованных, а вероятность диагноза сочетанных легких когнитивных нарушений составила 7,5%. Установлено, что из изучаемых факторов с академической успеваемостью сильнее связаны широта результатов, выполненных на уровне легких когнитивных нарушений, и результативность выполнения субтеста на вербально-логическое мышление. B то же время сила этих связей была весьма умеренной. Представленность ведущей руки никак не была связана с когнитивными факторами, включая результативность на уровне легких когнитивных нарушений, но левшество было связано частично с лучшей успеваемостью политературе. Заключение. Результаты исследования впервые на полирегиональной когорте российских школьников продемонстрировали крупный масштаб потенциальной распространенности легких когнитивных нарушений у детей, а также показали ряд закономерностей нейробиологии когнитивного развития.
Авторы:
Каркашадзе Г.А.
Издание:
Вестник Российской Академии медицинских наук
Год издания: 2023
Объем: 21с.
Дополнительная информация: 2023.-N 4.-С.329-349. Библ. 51 назв.
Просмотров: 17