Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПРОДУКЦИИ ТИРЕОТРОПНОГО ГOPMOHA КОРТИЗОЛА И СЕРОТОНИНА КАК МАРКЕРОВ НЕЙРОЭНДОКРИННОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПРОЦЕССОВ АДАПТАЦИИ K ОСОБЕННОСТЯМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА У МАЛЬЧИКОВ-ШКОЛЬНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Аннотация:
Обучение в образовательных учреждениях связано с развитием интеллектуального, нервно-психического и физического перенапряжения у школьников, что обусловливает формирование комплекса адаптационно-приспособительных реакций к измененным условиям внешней среды. Цель исследования: выполнить сравнительную оценку содержания тиреотропного гормона (TTГ), кортизола и серотонина у мальчиков-учащихся средних образовательных учреждений с различной интенсивностью физической нагрузки. Материалы и методы исследования: одноцентровое одномоментное исследование с группой контроля проведено в марте -апреле 2019 г. Группы наблюдения составили 173 мальчика средней общеобразовательной кадетской школы (СОКШ). обучение в которой характеризуется более длительными и регулярными физическими нагрузками; группы контроля составили мальчики типовой средней общеобразовательной школы (СОШ) — 81 человек. C учетом возраста сформированы 4 группы наблюдения и соответствующие 4 группы контроля: группы № 1 — ученики 1-го класса; группы № 2 — ученики 4-го класса; группы № 3 — ученики 6—7-го классов; группы № 4 — ученики 9—11-го классов. Содержание кортизола, серотонина (5-HT) и TTГ? определяли методом иммуноферментного анализа. Результаты: установлено, что средний уровень серотонина в сыворотке крови у детей групп наблюдения учеников 6—7-го и 9—11-го классов статистически значимо (p=0,002-0,003) до 1,6 раза превышал среднегрупповое содержание 5-НТ в биосредах детей соответствующих групп контроля. У всех мальчиков, обучающихся в СОКШ, статистически значимо (p=0,023-0,050) в среднем в 1,3 раза был снижен средний уровень кортизола относительно значений, полученных в группах учащихся СОШ. Обнаружено статистически значимое (p=0,036-0,050) снижение в среднем в 2 раза значений TTГ в крови учеников начальных классов и старшеклассников кадетской школы по отношению к значениям, установленным у мальчиков соответствующих групп контроля. Заключение: полученные результаты позволили сформулировать гипотезу, что у мальчиков-школьников с высоким уровнем физической нагрузки в переходном (7 лет) и предпубертатном возрасте (11—12 лет) происходит формирование напряженности процессов адаптации, ассоциированное с дисбалансом глюкокортикоидной и серотонинергической регуляции.
Авторы:
Долгих О.В.
Издание:
Педиатрия
Год издания: 2023
Объем: 8с.
Дополнительная информация: 2023.-N 6.-С.152-159. Библ. 27 назв.
Просмотров: 6