Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Социально-психологические предикторы адаптации студентов колледжей — представителей коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
Аннотация:
Представлены результаты исследования ресурсов академической, социокультурной и психологической адаптации студентов — представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМНСС и ДВ) к обучению в колледже. Выборку составили 720 студентов, из которых 304 человека (58% — девушки) относят себя к КМНСС и ДВ. Для изучения ресурсов адаптации студентов были использованы опросные методы: Шкала академической мотивации; Опросник совладания с проблемами онлайн и офлайн; Опросник жизнеспособности детей и молодежи; методика «Типы этнической идентичности»; шкалы методики «Психологические проблемы подростков»; методика «Психологическая безопасность образовательной среды»; авторская анкета. Адаптированность студентов изучалась при помощи Шкалы социокультурной адаптации, Шкалы самооценки удовлетворенности различными сторонами жизни, авторской анкеты. Применение регрессионного анализа (метод прямого включения) позволило выявить инвариантные для студентов — представителей КМНСС и ДВ (R2=0,53) и студентов группы сравнения (R2=0,57) предикторы академической адаптации к колледжу, в число которых вошли отношение к колледжу, удовлетворенность образовательной средой колледжа и легкость адаптации к объему самостоятельной работы в учебном процессе. Для прогноза успешности академической адаптации студентов КМНСС и ДВ также значимы показатели интроецированной учебной мотивации. Предиктором социокультурной адаптации для студентов — представителей КМНСС и ДВ (R2=0,10) является выраженность сепарационных тенденций, уровень этноэгоизма. Копинг-стратегии и размер населенного пункта, в котором расположено учебное заведение, выделены в качестве предикторов психологической адаптации (R2=0,10) студентов этой группы. Полученные результаты могут способствовать оптимизации процесса социально-психологической адаптации студентов — представителей КМНСС и ДВ к обучению в колледжах.
Авторы:
Баева И.А.
Издание:
Психологическая наука и образование
Год издания: 2023
Объем: 14с.
Дополнительная информация: 2023.-N 3.-С.5-18. Библ. 20 назв.
Просмотров: 6