Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Имплицитный и эксплицитный подходы к ИССЛЕДОВАНИЮ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ


Аннотация:

Цель настоящей работы состоит в сопоставлении эксплицитного и имплицитного подходов к изучению когнитивных стилей. Верифицируется гипотеза о сходстве, а также различии функционирования имплицитных и эксплицитных когнитивных стилей (определяемых выраженностью полюсов континуумов, описанных Е.В. Волковой и В.М. Русаловым, в частности, полезависимость/поленезависимость; импульсивность/рефлексивность). В исследовании участвовали 134 респондента (19,94 ± 1,39 лет). Диагностическая процедура включала тесты «Скрытые фигуры» Л.Л. Терстоуна и «Сравнение похожих изображений» Дж. Кагана для эксплицитного изучения когнитивных стилей, а также методику «Когнитивные стили индивидуальности человека» (CPS-Q) Е.В. Волковой и В.М. Русалова - для имплицитного. Сравнительный анализ данных (U-критерий Манна-Уитни; Н-критерий Краскела-Уоллеса) выявил достоверно значимые различия между показателями всех переменных, отражающих когнитивные стили, вариабельность минимальных (от 5 до 11 баллов) оценок их полюсов, по сравнению с максимальными (от 21 до 25), обратнопропорциональную когерентность (rs - коэффициент Спирмена) между этими полюсами. Установлено, что отрицательная корреляция между полюсами имплицитно выявленного когнитивного стиля «ригидный/гибкий познавательный контроль» достигает уровня статистической значимости. В определенной с помощью имплицитного метода стилевой иерархии доминирующую позицию занимает полюс поленезависимости, так как он статистически значимо положительно коррелирует со всеми другими полюсами когнитивных стилей. Достоверных связей между показателями личностного опросника и объективных тестов, а следовательно, и между имплицитно и эксплицитно диагностируемыми когнитивными стилями не обнаружено. Имплицитно диагностируемая организация когнитивных стилей в целом согласуется с теорией метастилей В. Колги и в то же время свидетельствует о слабой их дифференциации в континууме «когнитивный/аффективный». Результаты кластерного анализа указывают на отсутствие сформированных способов организации информации у студентов при наличии потенциальной возможности ее переработки на разных уровнях: перцептивного и собственно когнитивного анализа, а также контроля. Диагностируемые эксплицитно и имплицитно когнитивные стили не входят в общие факторы, и противоположные полюсы не всех описанных континуумов при их имплицитной оценке демонстрируют наличие отрицательной корреляции.

Авторы:

Лобанов А.П.
Певнева А.Н.

Издание: Вопросы психологии
Год издания: 2023
Объем: 11с.
Дополнительная информация: 2023.-N 4.-С.75-85. Библ. 41 назв.
Просмотров: 19

Рубрики
Ключевые слова
анализ
аффективные
вариабельность
возможности
волкова
время
входной
выявленный
гибкая
гипотеза
данные
деятельность
диагностическая
диагностических
дифференциация
дом
другого
значимости
иерархии
изображение
изучение
имплицитные
импульсивное
импульсивность
индивидуальность
информации
исследование
кластерный
ключ
когерентность
когнитивная
континуум
контроль
корреляты
корреляция
коэффициент
краскела-уоллеса
лет
личностная
максимальная
манна-уитни
метод
методика
методы
минимально
наличия
настоящие
обнаружение
обратная
общие
объективная
определенного
опросник
организации
отрицательное
отсутствие
оценка
оценок
переменным
переработка
перцептивная
поведение
подход
позиция
познавательная
показатели
пола
положительные
полюс
помощи
потенциальный
против
процедура
психологические
работа
различие
результата
рефлекс
русь
свидетельства
связей
следовой
слова
собственно
сопоставление
способ
сравнение
сравнительная
статистические
стиль
студентов
сходство
теория
тестовые
тесты
указ
уровни
участники
фактор
фигуры
функционирование
целом
цель
частная
человек
эксплицитный
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.144.23.97)
Яндекс.Метрика