Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Имплицитный и эксплицитный подходы к ИССЛЕДОВАНИЮ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ
Аннотация:
Цель настоящей работы состоит в сопоставлении эксплицитного и имплицитного подходов к изучению когнитивных стилей. Верифицируется гипотеза о сходстве, а также различии функционирования имплицитных и эксплицитных когнитивных стилей (определяемых выраженностью полюсов континуумов, описанных Е.В. Волковой и В.М. Русаловым, в частности, полезависимость/поленезависимость; импульсивность/рефлексивность). В исследовании участвовали 134 респондента (19,94 ± 1,39 лет). Диагностическая процедура включала тесты «Скрытые фигуры» Л.Л. Терстоуна и «Сравнение похожих изображений» Дж. Кагана для эксплицитного изучения когнитивных стилей, а также методику «Когнитивные стили индивидуальности человека» (CPS-Q) Е.В. Волковой и В.М. Русалова - для имплицитного. Сравнительный анализ данных (U-критерий Манна-Уитни; Н-критерий Краскела-Уоллеса) выявил достоверно значимые различия между показателями всех переменных, отражающих когнитивные стили, вариабельность минимальных (от 5 до 11 баллов) оценок их полюсов, по сравнению с максимальными (от 21 до 25), обратнопропорциональную когерентность (rs - коэффициент Спирмена) между этими полюсами. Установлено, что отрицательная корреляция между полюсами имплицитно выявленного когнитивного стиля «ригидный/гибкий познавательный контроль» достигает уровня статистической значимости. В определенной с помощью имплицитного метода стилевой иерархии доминирующую позицию занимает полюс поленезависимости, так как он статистически значимо положительно коррелирует со всеми другими полюсами когнитивных стилей. Достоверных связей между показателями личностного опросника и объективных тестов, а следовательно, и между имплицитно и эксплицитно диагностируемыми когнитивными стилями не обнаружено. Имплицитно диагностируемая организация когнитивных стилей в целом согласуется с теорией метастилей В. Колги и в то же время свидетельствует о слабой их дифференциации в континууме «когнитивный/аффективный». Результаты кластерного анализа указывают на отсутствие сформированных способов организации информации у студентов при наличии потенциальной возможности ее переработки на разных уровнях: перцептивного и собственно когнитивного анализа, а также контроля. Диагностируемые эксплицитно и имплицитно когнитивные стили не входят в общие факторы, и противоположные полюсы не всех описанных континуумов при их имплицитной оценке демонстрируют наличие отрицательной корреляции.
Авторы:
Лобанов А.П.
Издание:
Вопросы психологии
Год издания: 2023
Объем: 11с.
Дополнительная информация: 2023.-N 4.-С.75-85. Библ. 41 назв.
Просмотров: 21