Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
СТАТУСЫ ВИРТУАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ПОНЯТИЕ И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ («СТАТУС ВИ»)
Аннотация:
Целью статьи является разработка и апробация методики, позволяющей оцепить статусы виртуальной идентичности: достигнутой, предрешенной, диффузной и моратория. Цифровой образ Я, моделируемый пользователем в виртуальной среде, образует виртуальную идентичность, но основа этого психологического механизма остается неизвестной. Современные психологи изучают влияние цифрового опыта на виртуальную идентичность, однако до сих пор не было проведено исследований, фиксирующих статусы этого сложного образования. Мы исследовали статусы виртуальной идентичности через призму интеграции неоэриксоновских идей с положениями культурно-исторической теории. Исследование проводилось с помощью опросного метода. Для измерения статусов виртуальной идентичности была разработана и валидизирована авторская методика «Статус ВИ». Измерены пять личностных свойств (экстраверсия, нейротизм, доброжелательность, добросовестность и открытость опыту) и само-детерминация. Выборку составили данные, полученные от 350 студентов (возрастной диапазон от 17 до 25 лет; 44.3% мужчины). Для обработки и анализа данных были использованы: конфирматорный факторный анализ, коэффициент альфа Кропбаха, t-критерий Стьюдента, ф*-критерий Фишера, r-критерий Пирсона. Для обработки данных использовались программы SPSS 21.0 и AMOS 21. Конфирматорный факторный анализ подтвердил двухфакторпую структуру, образованную шкалами «интенсивность поиска» и «осмысленность принятия» (?2?df = 1.17; p = 0.08; RMSEA = 0.07; CFI = 0.93). B результате двухосевой круговой интеграции двух измерений в 4 квадранта получены 4 статуса виртуальной идентичности. Мы обнаружили, что открытые к новому опыту и способные к самодетермипации студенты-мужчины часто демонстрировали достигнутую виртуальную идентичность (p < 0.01). Статус виртуальной идентичности относительно стабилен в течение двух месяцев (?* = 0.21). Таким образом, «Статус ВИ» является надежной и валидной методикой и может использоваться как инструмент для решения теоретических, эмпирических и экспериментальных задач, связанных с развитием идентичности в цифровом пространстве.
Авторы:
Клементьева М.В.
Издание:
Психология.Журнал Высшей школы экономики
Год издания: 2024
Объем: 22с.
Дополнительная информация: 2024.-N 1.-С.79-100. Библ. 66 назв.
Просмотров: 6