Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ВОЗМОЖНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ФЕНОМЕНА «СПОСОБНОСТИ»: ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ


Аннотация:

Целью исследования стал поиск оптимальных измерений в целостном описании эволюции феномена «способности», проявляющихся в процессах профессионального становления и профессиональной деятельности субъекта. Ha основании анализа научной литературы мы пришли к следующим выводам: 1) эффективность деятельности и социальная успешность субъекта имеют неоднозначные связи с мерой выраженности способностей (одаренности, таланта, гениальности); 2) изучение способностей на выборках детей и молодежи, у которых способности проявляются в деятельности условной (обучение), в деятельности-увлечении, накладывает ограничения; 3) наименее изученными остаются проявления способностей в совместной деятельности профессионалов высокой квалификации. C помощью методов историко-теоретиче-ского и предметно-категориального анализа мы выработали авторский подход к обсуждаемой проблеме, заключающийся в эволюционно-системном описании феномена. Интерпретируя различие содержания понятий «эффективность деятельности субъекта» и «социальная успешность субъекта» как возможность продвинуться к решению открытых вопросов в области изучения проблемы способностей, мы предлагаем обратиться к системно-эволюционному описанию данного феномена посредством его четырех измерений. B «горизонтальном» измерении эволюция феномена представлена как континуум проявлений следующих его ипостасей: задатки, способности, специальные способности, профессиональные способности; в «вертикальном» измерении — последовательными стадиями: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность; в онтогенетическом («возрастном», «продольном») измерении — возрастными изменениями человека как личности и как субъскта, структурными трансформациями его способностей в процессе приобретения им социального опыта, овладения новыми профессиональными функциями и социальными ролями; измерение «самореференция» есть мера представленности психологической системы как целостности «внешнему наблюдателю» и «внутреннему наблюдателю», самой себе. Выводы: способности есть феномен, который может быть распределенным во времени и в пространстве, проявлепия которого определяются мерой мобилизации возможностей психики и организма, мерой интеграции с другими системами, сохранность которого обеспечивается процессами саморегуляции и самовосстановления, периодическими изменениями компонентов и структур.

Авторы:

Толочек В.А.

Издание: Психология.Журнал Высшей школы экономики
Год издания: 2024
Объем: 23с.
Дополнительная информация: 2024.-N 1.-С.144-166. Библ. 14 назв.
Просмотров: 6

Рубрики
Ключевые слова
авторский
анализ
бытовые
возможности
возрастные
вопрос
временная
выборка
вывод
выдающиеся
высокий
гениальность
данных
детей
деятельности
другого
изменение
измерение
изучение
изучению
интеграция
ипост
исследование
история
качеств
квалификации
ключ
компонент
континуум
литература
личности
методов
мобилизация
молодежь
научной
новые
областей
обучение
ограничения
одаренность
онтогенетический
описание
оптимальное
организм
основание
открытого
оценка
периодическая
подход
поиск
помощи
понятий
послед
предметные
приобретение
пришлое
проблема
пространства
профессии
профессиональная
процесс
проявление
проявления
психика
психологическая
развитие
различие
распределения
решение
саморегуляции
связей
систем
системная
след
слова
совместного
содержание
социальная
специального
способности
стадии
структур
структурная
субъект
талант
трансформация
условные
феномен
функции
целью
целях
человек
четыре
эволюционная
эволюция
эффективность
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.147.48.105)
Яндекс.Метрика