Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Зачем изобретать велосипед?


Аннотация:

Статья представляет собой критический анализ диагностического поиска, проведённого на основании оценки психического состояния Саши Щ. С точки зрения автора, у мальчика нарушение функционального языка в рамках резидуальной энцефалопатии с психической атонией. Статья носит дискуссионный характер и представляет интерес для специалистов. В 4-м номере «Неврологического вестника» за 2023 г. опубликована статья В.Д. Менделевича и соавт. «Психопатологический анализ феномена заумности (случай Саши Щ.)». Отметим сразу, тщательное, тонкое, филигранное описание случая притягивает и заставляет дочитать статью до конца на одном дыхании. Однако для утилитарного психиатра многое остаётся непрояснённым. Заключительный аккорд статьи звучит так: «Анализ случая Саши Щ. позволил прийти к выводу о том, что у него нет клинических признаков психического расстройства, и его особенности поведения, мышления и речи не выходят за рамки личностных реакций». Значит, руководствуясь данным заключением, участковый детский психиатр должен успокоиться и повторить диалог Чичикова с Коробочкой: « — Вы как, матушка? — Плохо, отец мой. — Как так? — Бессонница. Всё поясница болит, и нога, что повыше косточки, так вот и ломит. — Пройдёт, пройдёт матушка. На это нечего глядеть». А так ли на самом деле? По данным анамнеза, от 7 мес до 3,5 лет у мальчика пропала речь, хотя ранее он начал произносить слова «мама», «папа», другие простые бытовые слова. О чём здесь может идти речь? Либо о темповой задержке психического развития, либо об аутистической регрессии, тем более что модели регрессивного начала при аутизме встречаются гораздо чаще, чем считали ранее, и могут быть скорее правилом, чем исключением. Некоторые описанные симптомы напоминают аутистические. К примеру, отсутствие чувства голода, избирательность в еде, нарушение общения, дезадаптация в детских учреждениях, непослушание, сочетание страхов с пренебрежением чувства опасности: «во время прогулки во дворе назло родителям мог резко побежать в сторону оживлённой автомобильной дороги, пренебрегая правилами безопасности». Наряду с ними заметно преобладание органической симптоматики, не соответствующей клиническому фенотипу классического аутизма и зафиксированной в следующих наблюдениях: «Невозможность сосредоточить внимание. С трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Произвольное внимание нецеленаправленно, истощаемо, требует больших усилий», «Работоспособность на очень низком уровне. Не в полной мере владеет широким спектром логических действий и операций: обобщение, классификация, исключение; решает задачи при помощи взрослого», «Не может самостоятельно дать характеристику звукам, искажает написание букв, не может применить правила орфографии, не владеет навыками самопроверки. Характер ошибок письменной речи: при списывании — пропуски, замены, перестановки букв, несоблюдение режима орфографии, пунктуации при письме», «На уроках у мальчика постоянно присутствуют субъективные и объективные признаки утомления (спад работоспособности, повышенная отвлекаемость, понижение качества работы, увеличение количества ошибок, полный отказ от работы, многократное посещение туалета и т.д.)».

Авторы:

Пашковский В.Э.

Издание: Неврологический вестник
Год издания: 2024
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2024.-N 1.-С.105-111. Библ. 13 назв.
Просмотров: 8

Рубрики
Ключевые слова
автомобили
анализ
анамнез
атонию
аутизм
аутистический
безопасности
бессонница
болеющие
бытовая
велосипедный
веса
взрослые
внимание
вывод
выходного
голова
головной
голод
данные
дезадаптация
действие
детская
деятельности
диагностическая
дороги
дыхание
задач
задержка
замены
заумности
звуки
избирательная
исключение
качества
классификация
классическая
клиническая
количество
косточки
критическая
личностная
логических
мальчик
менделевий
модели
мозг
мозга
мышление
наблюдение
навыкам
нарушения
начала
низкие
нога
общение
объективная
опасности
операции
описание
органическая
основание
особенности
отказ
отсутствие
оценка
педиатрия
поведение
повтор
повышенная
поиск
полная
помощи
поражение
посещение
постоянная
поясница
правила
признаки
произвольная
простая
психиатр
психиатрия
психическая
пункт
работа
работоспособность
развитие
рамки
расстройств
реакцией
регрессия
режим
резидуальная
речи
родителей
руководства
самостоятельной
симптом
симптоматика
скорая
случаев
состояние
спектр
специалистов
страховая
субъективный
темп
тонкая
трудом
туалета
увеличение
уровни
урок
утилитарн
утомление
участковый
учреждение
феномен
фенотип
функциональная
характер
характеристика
чувств
энцефалопатия
языка
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.119.28.213)
Яндекс.Метрика