Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Зачем изобретать велосипед?
Аннотация:
Статья представляет собой критический анализ диагностического поиска, проведённого на основании оценки психического состояния Саши Щ. С точки зрения автора, у мальчика нарушение функционального языка в рамках резидуальной энцефалопатии с психической атонией. Статья носит дискуссионный характер и представляет интерес для специалистов. В 4-м номере «Неврологического вестника» за 2023 г. опубликована статья В.Д. Менделевича и соавт. «Психопатологический анализ феномена заумности (случай Саши Щ.)». Отметим сразу, тщательное, тонкое, филигранное описание случая притягивает и заставляет дочитать статью до конца на одном дыхании. Однако для утилитарного психиатра многое остаётся непрояснённым. Заключительный аккорд статьи звучит так: «Анализ случая Саши Щ. позволил прийти к выводу о том, что у него нет клинических признаков психического расстройства, и его особенности поведения, мышления и речи не выходят за рамки личностных реакций». Значит, руководствуясь данным заключением, участковый детский психиатр должен успокоиться и повторить диалог Чичикова с Коробочкой: « — Вы как, матушка? — Плохо, отец мой. — Как так? — Бессонница. Всё поясница болит, и нога, что повыше косточки, так вот и ломит. — Пройдёт, пройдёт матушка. На это нечего глядеть». А так ли на самом деле? По данным анамнеза, от 7 мес до 3,5 лет у мальчика пропала речь, хотя ранее он начал произносить слова «мама», «папа», другие простые бытовые слова. О чём здесь может идти речь? Либо о темповой задержке психического развития, либо об аутистической регрессии, тем более что модели регрессивного начала при аутизме встречаются гораздо чаще, чем считали ранее, и могут быть скорее правилом, чем исключением. Некоторые описанные симптомы напоминают аутистические. К примеру, отсутствие чувства голода, избирательность в еде, нарушение общения, дезадаптация в детских учреждениях, непослушание, сочетание страхов с пренебрежением чувства опасности: «во время прогулки во дворе назло родителям мог резко побежать в сторону оживлённой автомобильной дороги, пренебрегая правилами безопасности». Наряду с ними заметно преобладание органической симптоматики, не соответствующей клиническому фенотипу классического аутизма и зафиксированной в следующих наблюдениях: «Невозможность сосредоточить внимание. С трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Произвольное внимание нецеленаправленно, истощаемо, требует больших усилий», «Работоспособность на очень низком уровне. Не в полной мере владеет широким спектром логических действий и операций: обобщение, классификация, исключение; решает задачи при помощи взрослого», «Не может самостоятельно дать характеристику звукам, искажает написание букв, не может применить правила орфографии, не владеет навыками самопроверки. Характер ошибок письменной речи: при списывании — пропуски, замены, перестановки букв, несоблюдение режима орфографии, пунктуации при письме», «На уроках у мальчика постоянно присутствуют субъективные и объективные признаки утомления (спад работоспособности, повышенная отвлекаемость, понижение качества работы, увеличение количества ошибок, полный отказ от работы, многократное посещение туалета и т.д.)».
Авторы:
Пашковский В.Э.
Издание:
Неврологический вестник
Год издания: 2024
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2024.-N 1.-С.105-111. Библ. 13 назв.
Просмотров: 8