Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Возможности реализации образовательного процесса и научных исследований с использованием органов и тканей умершего
Аннотация:
В статье приведены результаты анализа практической подготовки врачей, а также проведения научных изысканий с использованием органов и тканей умершего. На основании исследования нормативной базы, регулирующей эти виды деятельности, научных публикаций по обозначенной теме, а также непосредственного участия авторов в подготовке ординаторов и аспирантов выделены основные проблемные аспекты, препятствующие полноценной реализации возможности использования невостребованного тела, органов и тканей умершего человека в указанных целях. Вопросам подготовки кадров в судебной медицине и использования в педагогическом процессе разных объектов, инструментов и технологий с целью приобретения необходимых навыков, знаний уделяется особое внимание, в том числе в научных публикациях. С позиций методологии науки знание — это основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, взаимосвязи, оценки, правила, эвристики (иначе — фактические знания), а также стратегии принятия решений в этой области (иначе — стратегические знания). Наиболее распространено деление знаний на: декларативные (знание — что); процедурные (знание — как). Декларативное знание относится к знанию теоретического типа и предполагает умение объяснить, почему что-либо происходит. Процедурное знание является практическим знанием и означает какие-либо умения, навыки. Процедурные знания делятся на: инструктивные (знание рецептов, инструкций); ситуационные (умение действовать в конкретных ситуациях). Исходя из этих положений, процедурные знания являются краеугольными в подготовке медицинских кадров, а также исследователей, работа которых связана с постановкой разных экспериментов. При этом, по нашему мнению, отработка различных навыков и проведение экспериментов на моделях человека (как биологических (например, животных), так и небиологических (например, полимерных манекенах) имитаторах) являются лишь подготовительным, обучающим этапом, но не заменой непосредственной работы с кадаверным материалом. В.А. Болсуновский и соавт. справедливо отмечают, что за период изучения анатомии студент должен уметь идентифицировать 20 тыс. разных анатомических образований, при этом в целый ряд кафедр за последние 15 лет не поступило ни одного трупа. Цель настоящей статьи — выявить причины, приводящие к ограничениям работы с трупным материалом в процессе обучения и научной деятельности.
Авторы:
Кочоян А.Л.
Издание:
Судебно-медицинская экспертиза
Год издания: 2024
Объем: 5с.
Дополнительная информация: 2024.-N 2.-С.62-66. Библ. 22 назв.
Просмотров: 6