Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ДЕФИЦИТЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У МОЛОДЫХ ВЗРОСЛЫХ: ПРОЯВЛЕНИЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ


Аннотация:

В статье представлен обзор исследований, посвященных проблеме полноты понимания переносного смысла вербальных текстов современными молодыми взрослыми. На материале текстов различных жанров показано, что значительная часть взрослых здоровых людей, формально обладающих высоким интеллектуальным и образовательным статусом, испытывают затруднения при реконструкции смысла текстов, связанные: 1) с выделением основных идей; 2) дифференциацией главных и второстепенных смысловых элементов; 3) переформулированием ключевых положений прочитанного без потери или искажения его смыслового содержания; 4) самостоятельным построением когнитивной репрезентации текста; 5) сопоставлением между собой представленных в тексте сведений и выведением на их основе нового знания; 6) оперированием традиционными культурными кодами; 7) осуществлением метакогнитивного контроля над собственными субъективными проекциями. Описанные затруднения соответствуют допонятийному способу мышления и могут быть преодолены за счет развития навыков обобщения и обратимости мыслительных операций, свойственных понятийному интеллекту. Обсуждаются образовательные практики, предположительно приводящие к формированию описанных дефицитов: упор на озвучивание, а не на понимание текста при обучении чтению; фрагментированный характер подачи информации и преимущественная ориентация на визуальнообразные способы представления знаний; цифровизация образования, сопряженная с повышенной когнитивной нагрузкой на читателя при работе с текстами в цифровой среде.

Авторы:

Щербакова О.В.

Издание: Психологический журнал
Год издания: 2024
Объем: 13с.
Дополнительная информация: 2024.-N 1.-С.19-31. Библ. 59 назв.
Просмотров: 7

Рубрики
Ключевые слова
бытовые
вербальное
взрослые
визуальный
второй
выведение
выделение
высокий
главные
дефицит
деятельность
дифференциация
здоровое
знание
интеллект
интеллектуальный
информации
искажения
исследование
ключ
когнитивная
контроль
культурное
людей
материал
молодые
мышление
навыкам
нагрузка
несформированный
новые
обзор
образов
образование
обратимость
обучение
операции
оперированного
ориентация
основа
основной
осуществление
перенос
повышенная
подачи
пола
полная
положение
понятий
построения
потери
практика
представлений
преодоления
приводящей
проблема
проекция
прочие
проявление
психология
работа
развитие
различный
регуляции
реконструкции
самостоятельной
свойства
связанные
слова
смысл
собственно
современная
содержание
сопоставление
сопряженный
способ
среда
статус
статьи
субъективный
счет
текстов
традиционная
формальный
формирование
фрагмент
характер
цифровизация
цифровой
часть
чита
чтение
чтения
элементы
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.133.128.227)
Яндекс.Метрика